Юрий Васильевич Кондратюк


Юрий Васильевич Кондратюк

Он родился как Александр Игнатович Шаргей 1897 года в Полтаве. Там закончил с серебряной медалью гимназию, оттуда поехал учить в Петроградский политехнический институт. Но проучился заедва месяц - студента-первокурсника было мобилизовано на фронт Первой мировой войны. А после гражданской войны уже не Александр Шаргей, а Юрий Кондратюк работал сначала на железной дороге, потом механиком элеватора, а дальше строил уже и сам элеваторы в Сибири, работал над созданием ветровых енергостанцій для Крыма и Заволжья. Ему пришлось тайно изменить фамилию. Произошло так, что водоворот гражданской войны закинул юношу на Юг, где он некоторое время прослужило прапорщиком в деникинской армии. Если бы после победы большевиков «белого офицера» разоблачили, ему бы угрожала смерть.

Вот и попросила мачеха Елена Петровна у своего знакомого документы его недавно умершего брата. А Сашкові сказала: «Тебе, сыну, надо стать другим человеком. Иначе все, чем ты живешь, пойдет ветром».

А жил юноша - среди крови и хаоса, революций и войн - космосом. Он пришел в восхищение этой проблематикой еще учась в гимназии. В это тяжело поверить, но еще в 1914 году, не имея законченного среднего образования, гимназист-старшеклассник серьезно обрабатывал способы прорыва человечества в межпланетное пространство. Не прекращал своих разработок он и на войне. Весной 1917 года уже существовала рукопись, где предлагалось, как достичь из планеты Земля другого небесного тела: не надо строить гигантских ракет - от космического корабля-носителя отделяется посадочно-взлетный модуль. И именно по этому принципу пошел ныне развитие космической техники.

А в 1919 году в растрепанному боями и изменением влад Киеве юноша закончил другую рукопись, дав ему дерзновенний заголовок: «Тем, кто будет читать, чтобы строить». Аж в 1964 года увидел мир этот текст, опубликованный в книжке «Пионеры ракетной техники. Кибальчич, Циолковский, Цандер, Кондратюк». Работа содержала идеи, к реализации которых человечество приступилось лишь в ХХ столетие: основы создания стационарных космических станций на орбитах небесных тел и их спутниках, многоцелевое использование солнечной энергии в космосе - как для нужд самого корабля, так и для передачи энергии на Землю, расчеты для корректирования полета...

Еще дважды дорабатывал и дополнял новыми открытиями своя рукопись гениальная инженер-изобретатель, который так и не получил систематического высшего образования! На его разработки столичные ученые давали захваченные рецензии. Профессор В.П.Ветчикін писал, что исследование Кондратюка «есть наиполнейшим из всего, что писалось на эту тему в русской и зарубежной науке к последнему времени» и предлагал как можно быстрее выдать книгу «ради обеспечения приоритета страны в области межпланетных соединений». Тем не менее чиновничья бюрократия, которая тогда царствовала науке, не признавала достижений уникального самоука. І в 1929 году Юрий Кондратюк выдал небольшую книжечку - «Завоевание межпланетных пространств» в Новосибирске за собственное средство; по свидетельству американских ученых, была использована при подготовке полета на Луну. Интересно, что два раздела автор не включил к публикации сознательно, написав в предисловии: «Они весьма приблизились уже к рабочему проекту овладения мировым пространством - слишком, чтобы можно было их опубликовать, не знавая заранее, кто и как этими данными воспользуется».

Чтобы оценить направленность и практическое значение работ Юрия Кондратюка, обратимся к оценкам современных ученых, которые непосредственно занимаются космической техникой. Академик в области механики, автор работ из теории ориентации космических кораблей Борис Раушенбах пишет: «Как он к этому дошел, меня до сих пор поражает. Но Кондратюк понял, что в условиях торможения космическим кораблем нельзя руководить, как самолетом, изменяя угол снижения и действуя рулями высоты. Наоборот, защитный щит должен всегда оставаться под одним углом. И что поражает - к каким вариантам ученые не удавались, но именно так было сделано со временем наш «Союз», так сделали американский «Аполлон», так сделали все другие корабли...»

Доктор технических наук, профессор, разработчик космической техники, что сам летал в космос, Константин Феоктистов: «Кондратюк предложил систему контроля горючего в баках, которая применяется и в современных ракетах. Ничего лучшего просто не изобретено. А как здорово он предусмотрел, что теплозахисне покрытие должно быть изготовлено на основе углерода! Мы пришли к углероду во всех наиболее тепло напряженных элементах конструкции».И, в конце концов, дамка академика Валентина Глушка, творца жидкостных ракетных двигателей: «По моему мнению, мы в большом долге перед Юрием Васильевичем Кондратюком. Его вклад в космонавтику еще не нашел достойного отображения. Независимо от Циолковского Кондратюк целиком новым, оригинальным методом вывел основные уравнения полета ракеты. Он рассчитал энергетически наиболее удобные траектории космических полетов, занимался теорией многоступенчатых ракет, разрабатывал проблемы создания промежуточных межпланетных заправочных ракетных баз - спутников планет, экономической посадки ракет с применением торможения атмосферой. Кондратюк предложил полет к Луне и планетам с выходом на орбиту их искусственных спутников. Ему принадлежит идея использования гравитационного поля встречных небесных для к разгонке или торможению космического аппарата в процессе полетов в Солнечной системе...»





Вернуться назад