Украинская авиация и самолетостроение - история и современность


Вот как он рассказывал о своем пути в авиацию: „мені очень хотелось летать. Четырнадцатилетним школьником я старался поступить в летную школу. Но меня не приняли. Я сделал прямолинейный, но верный вывод - если хочется летать,но нет на чем, надо построить то, на чем можно летать.Я начал строить планеры. Вот так я стал конструктором.”

После окончания института в 1930 г. О.К. Антонов возглавил конструкторское бюро, которое разрабатывало планеры.Под его руководством было построено несколько тысяч парящих аппаратов. В годы войны конструктор создавал планеры для армии - грузовые, десантные, транспортные. А в 1946 г. он начал работать для Аэрофлота: был спроектированный и построенный замечательный самолет АН- 2, который и к ныне служит верой и правдой на хозяйственных роботах в Украине и других государствах бувшого советского пространства. АН-2- это биплан. Биплан - это самолет с двумя крыльями, размещенными одно над вторым. Бипланы, в которых одно крыло короче за второе, называются півторапланами. В начале развития авиации строили и трипланы - с тремя крыльями одно над одним. А если крыльев было больше, чем три, то это уже муцльтиплан - настоящая этажерка.Ничего доброго из этих конструкций не вышло - очень они были неуклюжими. Испытание временами выдержал лишь биплан.Надо отметить, что биплан более маневренний за обычного самолета. Зато, чтобы „підперти” непрочные деревьев”ян-полотняные крылья биплану, приходилось ставить розтяжки, подкоси, раскосы, которые совсем не украшали самолет и, самое главное, увеличивали и без того значительное лобовое сопротивление. Известно: чем большее лобовое сопротивление, тем меньшая скорость. Поэтому в конце концов победили более скоростные монопланы. В семь”ї металлических птиц остался только один действующий биплан - АН-2.

Еще одной невод”емкой склановою частью самолета есть так называемый пропеллер. Пропеллером раньше называли воздушный винт, который создает тягу для полета. Идею воздушного винта еще в 1475 году предложил Леонардо да Винчи, а впервые примінив на практике М.В.Ломоносов. В 1754 году он построил модель прибора с воздушным винтом для метеодосліджень. А в нашем веке пропеллер понадобился самолету, вертоліту или вертолету, дирижаблю. Первые винты делали из дерева. В 20-х годах они стали металлическими (из дюралюминия). С появлением реактивных самолетов пропеллеры отошли на задний план. Но сегодня, когда топливо становится все дороже, конструкторы упомянули о более экономических воздушных винтах, придумали так называемые гвинтовентилятори - пропеллеры с 8-12 тонкими лопатями. Сравнительно с обычными винтами они меньшего диаметру и весы, намного меньше шумят, а ,главное, экономят почти треть топлива.

Таким образом, АН - марка самолетов, построенных в конструкторскому бюро, которым длительное время руководило Олег Константинович Антонов. Диапазон их - от наименьших АН-2 и АН-14 „бджілка” к воздушному грузчику АН-72. Эти самолеты, маленькие и большие, которые летают далеко и близко, об”єднуються такими замечательными качествами, как неприхотливость и экономичность.Все машины с маркой „АН” могут приземляться не только на бетонные дорожки, но и на грунтові аэродромы и не только. В 1961 г. два самолета АН -12 и ІЛ -18 сделали перелет Москва -Мирный (Антарктида) почти за 45 летных часов. Самолеты в Антарктиде садятся не на бетонную полосу, а прямо на поверхность фирна - спрессованного временами снега.Тяжелые катки утрамбовывают его, пока взлетно-посадочная полоса шириной 10 г и длиной почти 3 км не станет достаточно крепкой.

Незаменимые самолеты Антонова и во время освоения Арктики. В наши дни конструкторы создали специальный арктический самолет АН-74. Почти любая площадка - лед, снег - подойдут ему для посадки. Для этого самолет знарядили лыжным и колесным шасси. А если все-таки сесть невозможно, то самолет имеет оборудование для парашютного сбрасывания груза. Кстати, это первый реактивный самолет О.К. Антонова. Все сдача - турбовинтовые.

Двигатель -„серце” самолета. Он создает тягу, необходимую для полета. Первым авиационным двигателем, который поднял самолет у воздуха, был обычный автомобильный двигатель. Постепенно поршневые двигатели совершенствовались. В одних цилиндры размещались вдоль вала и охлаждались водой, как в автомобильных двигателях. В других цилиндры размещались, как лучи звезды - вокруг вала ( они так и назывались звездообразными ) и имели воздушное охлаждение. В тех и других были свои преимущества и недостатки.В 50 -и года на средних и тяжелых самолетах появились турбовинтовые и турбореактивные ( их часто называют просто реактивными ) двигатели. Как они работают? В турбовинтовых основную часть тяги создает винт, который крутит двигателем. И лишь десятая часть тяги возникает за счет потоков разогретых газов, которые вырываются из сопла. В реактивных же - тяга целиком создается струей газа. Какой тип двигателя выбрать и где его установить, решает конструктор.

В те же 50-и года был созданный пассажирский АН-24, на базе которого разработанные грузовой АН-26 и специальный самолет для аэрофотосъемкок АН-30. Транспортные АН-12 и АН-22 „антей” перевозят большие грузы. Наибольший в мире транспортный самолет, созданный в конструкторскому бюро О.К. Антонова- АН -124 „руслан”. Его киль находится на высоте восьмиэтажного дома, а пилотская кабина - на равные третьего этажа.Он предназначен для перевозки особенно больших грузов, особенно в отдаленных и труднодоступных районах Далекого Востока и Севера. Этому самолету также не обов”язковий бетонный аэродром, он может приземляться и на грунтові полосы.

От АН-22 „антей”, своего предшественника, „руслан” отличается не только большей грузоподъемностью и размерами кабины, но и в три раза большей производительностью и эффективностью. На борту самолета работают 34 ЭВМ. Они об”єднані в четыре системы: навигационную, автоматического пилотирования, дистанционного пилотирования и контроля. Готовность самолета к полету также проверяется с помощью ЭВМ. Для надежности работы приміняється четырехкратное дублирование разнообразных систем.





Вернуться назад