ПЛУТОН

ПЛУТОН, девятая от Солнца большая планета Солнечной системы.

Некоторые параметры планеты

Плутон двигается вокруг Солнца по эллиптической орбите со значительным эксцентриситетом, равным 0,25, что превосходит даже эксцентриситет орбиты Меркурия (0,206). Большая полуось орбиты Плутона (среднее расстояние от Солнца) составляет 39,439 а.j. или приблизительно 5,8 млрд. км. Плоскость орбиты наклонена к эклиптике под углом 17,2 . Одно обращение Плутона вокруг Солнца длится 247,7 земнb[ років.

Экваториальный радиус Плутона (1500 км) приблизительно вчетверо, а его масса (ок. 1,79 1022 кг) в несколько сотен вместе меньше, чем в Земли. Для плотности образовываются расчетные значения порядка 0,17 г/см3. Существует гипотеза, которая Плутон, подобно ряда спутников планет-гигантов, состоит преимущественно из замерзших летучих веществ. Высказывались также предположение, основанные на данных спектрального анализа, которая по-верхняя Плутона образована прослойкой метанового льда.

В 1978 появилось сенсационное сообщение: на фотографии, полученной Д. Крісті за 155-помощью сантиметрового телескопа, зоб-раження Плутона выглядело удлиненным, т.е. мало небольшой вис-туп. Это дало основание подтверждать, что у Плутона есть довольно близко расположенный от него спутник. Этот вывод позднее получил подтверждение на снимках из космических аппаратов. Спутник, названный Ха-роном (соответственно греческой мифологии, таким было имя перевозчика душ в царство Плутона Аїд через реку Стикс), имеет значительную массу (ок. 1/30 массы планеты), находится на расстоянии всего возле 20 000 км от центра Плутона и оборачивается вокруг нього с периодом 6,4 земных пор, равным периода обращения самые планеты. Таким образом, Плутон и Харон оборачиваются как целое, и потому они часто рассматриваются как единая двойная система, которая разрешает уточнить значение масс и густин.

Плутон заметно отличается от всех далеких от Солнца планет. И по размерам, и по многих других параметрах он скорее похожий на за-хоплений в Солнечную систему астероид (или систему с двух астероидов).

Плутон находится приблизительно в 40 раз дальше от Солнца, чем Зем-ля, поэтому, естественно, поток солнечной лучистой энергии на этой планете более чем в полторы тысячи вместе слабше, чем на Земле. Тем не менее это не вы^-ходит, что Плутон окутан вечной мглой: Солнце на его небосклоне ви-глядає более ярким, чем Луна для жителей Земли. Но, конечно, температура на планете, к которой свет от Солнца идет более пятерых времен, ряд - ее среднее значение порядка 43 С, так что в атмосфере Плутона, не испытывая сжижение, может оставаться только неон (более легкие газы через малую силу тяготения из атмосферы улетучиваються). Діоксид углерода, метан и аммиак затвердевають даже при максимальной для этой планеты температуре. В атмосфере Плутона могут быть и не-значительные примеси аргона, и еще в более малых количествах азота. Давление в по-верхние Плутона по имеющимся теоретическим оценкам составляет меньше 0,1 ат-мосфери.

Данные о магнитном поле Плутона пока отсутствуют, но по теории барое-лектричного эффекта его магнитный момент на порядок ниже, чем в Земли. Приливные взаимодействия Плутона и Харона должны приводить и к ви-никнення электрического поля.

Поиск и догадки

Открытие планеты Нептун и уточнение параметров ее орбиты дозво-лило у десятки раз уменьшить расхождения между расчетными значен-нями и результатами наблюдений (так называемые невязки) в следовании Урану. Тем не менее целиком отстранить, точнее, сводить эти невязки к уровню, который бы определялся только ограниченной точностью элементов орбиты и ошибки-мы наблюдений, все еще не удавалось.

Первым обратил на это внимание в 1848 американский астроном Б. Пирс, а в 1874 другой астроном, С. Ньюком, приступил к построению новой теории следования Урану, которая учитывала бы влияния на эту планету с бо-ку Юпитера, Сатурна и Нептуна. Обсуждалось и вопрос о можли-вий влияние транснептунової планеты.

К этому же вопросу обратился в 1879 в книге «Популярная астрономия» и французский астроном К. Фламаріон, что опирался на анализ следования трех комет. Он пророчил существования большой пла-нети, что двигается по орбите в 43 раза большего радиуса, чем в Земли, и здійнюючий полный оборот вокруг Солнца за 330 років.

Тем не менее в большей степени, чем этим исследованием, открытие девятой планеты обязано П. Ловелу. В 1915 он опубликовал «Трактат о транснептунову планету», в котором отраженные (почти без напоминания об авторстве) результаты огромной проделанной им работы. Проведенные Ловелом задолго до 1915 вычисление послужили побудительной причи-ною начатых еще в 1905 поисков «планеты Х», как он ее называл. После то-го, как в 1916 Ловела не стало, работа была продолжена. Тщательное оп-рацювання фотографических пластинок с изображением тех участков зоряно-го неба, где предполагалось найти новую планету, тем не менее, успеха тогда не принесла. (Со временем, когда Плутон уже был открыт, пластинки 1919 по-вторно были обработаны, и на них таки оказались четыре очень слабых и потому не замеченных прежде изображения этой планеты).В начале 1929 в Ловеловську обсерваторию поступил 32, 5-сантиметровый объектив с фокусным расстоянием 169 см, что значительно улучшило возможности выявления искомого объекта. Наблюдение по-чалися 1 апреля, а первые исследования пластинок - в сентябре 1929. Съемка области Водолея продлевалась месяц за месяцем с продвижением в восточном направлении через созвездие Рыб, Овна и Тельца. Обычно интервал между съемками сравнивался двум пор, тем не менее между первым снимком округи  Близнецов (21 января 1930) и следующим прошло на четырех дня больше. Когда снимки были обработаны, 18 февраля 1930 астроном-любитель, который о^-водил их исследование, К. Тібо смог убедиться, что открытая новая планета. По ее перемещению на протяжении четырех дней было установлено, что объект расположен за орбитой Нептуна. Опасения, что объект быстро переместится, т.е. є каким-то непривычным астероидом или ко-метою, рассеялись, когда подтвердилось, что он неизменно оказывается на перевирахованому месте.