инфляционной Вселенной

Главная - Астрономия, авиация, космонавтика - инфляционной Вселенной

На самом деле же все эти широковещательные заявления не имеют под собой, разумеется, никаких оснований. Так, классическая физика, как мы уже отмечали, создала стройную картину мира с причинной взаимосвязью всех явлений, исключив тем самым возможность вмешательства в ход мировых процессов сверхъестественных сил.

Революция в физике показала невозможность претензий классической физики на то, чтобы дать исчерпывающее описание всех явлений из позиций механики. Но или означает это, что тем самым наука сделала шаг в сторону религии? Подобный вывод совсем неправильный. Дело в том, что материализм классической физики был вульгарным, механистическим, метафизическим материализмом, который старался свести все мировые процессы до одной простейшей формы движения. Новая, неклассическая физика XX век нанесла удару не по материализму классической физики, а по ее претензиям на объяснение всего существующего с механистической точки зрения. Самая же неклассическая физика есть не менее материалистической, чем классическая, но это материализм высшего порядка - материализм диалектический. И новая физика не имеет потребности в гипотезе бога, она также раскрывает естественную причинность и закономерность явлений, хотя открытые ею закономерности и не сводятся к механістичних.

Следует вспомнить основоположное высказывание В. И. Ленина, которое имеет непосредственное отношение к вопросам мировоззрения: «Это, конечно, чистая бессмыслица, будто материализм утверждал... обязательно «механическую», а не электромагнитную, не какую-нибудь еще неизмеримо более сложную картину мира, как подвижной материи».

Непонимание этого фундаментального обстоятельства часто приводит к тому, что против тех или других конкретных природничонаукових гипотез, теорий или концепций как главный, а иногда и единый аргумент, выдвигается обвинение, буцімто они противоречат материалистическому мировоззрению. Так было, например, когда приверженцы классической ньютонівської космологии вели борьбу с новой релятивистской космологией, абсолютно безосновательно изображая эту борьбу как борьбу світоглядів, борьбу материализма против идеализма.

Геометрия Вселенной. Согласно общей теории относительности геометрические свойства пространства зависят от распределения вещества. Любые сгустки вещества викривлюють пространство, и поскольку мы живем в непустой Вселенной, то его пространство искривлено, он неевклідів.

В искривленном миру неограниченность не совпадает с бесконечностью. Под неограниченностью в данном случае имеется в виду отсутствие «материальных» границ. Такой неограниченный мир, тем не менее, в определенному, например метрическом понимании, может оказаться конечным, может иметь конечный объем, быть «запертым в себе».

Вопрос о неограниченности материального мира - это принципиальный философский вопрос. Если мы признаем, что материальный мир ограничен чем-то нематериальным, то это приведет к принципиальному разногласию с материалистической точкой зрения на мир, к фактическому признанию религии.

Что же к геометрическим свойствам нашей Вселенной, в частности его скінченності или бесконечности, то этот вопрос можно решить лишь путем соответствующих астрономических наблюдений и исследований.В свое время некоторые философы-материалисты старались связывать предположение о скінченність Вселенной с религиозными представлениями о миру, а о бесконечности - в материализмом. Однако подобная постановка вопроса в совсем неправомерной. Вопрос о скінченність или бесконечность Вселенной - конкретно научное вопроса. И если окажется, что наша Вселенная конечная, это ни в какой мере не будет противоречить нашим материалистическим уявленням.

Кстати, современные защитники религии отнюдь не считают, что возможная бесконечность Вселенной опровергает религию. Даже наоборот. Характерным есть высказывания у этого повода религиозное настроенного английского астронома Е. Медная: «Для создания бесконечной Вселенной нужный более могущественный бог, чем для создания конечного: лишь бы создать пространство для бесконечной три эволюционных сил, нужный более большой бог, чем для того, чтобы завести механизм раз и навсегда. Мы освобождаем идею бога от мелкости, что она была ему приписанная пессимистической наукой прошлого» '.

Следует отметить, что современные защитники религии за каждой удобной возможности выдвигают как аргумент в пользу религиозного миропонимания религиозные высказывания известных ученых. Ход соображений приблизительно такой: если уже выдающиеся исследователи, которые непосредственно связаны с наукой, имеют религиозные взгляды, то что может переконливіше свидетельствовать о существовании бога?

Тем не менее мы уже знаем, что некоторые особенности процесса познания могут оказывать содействие формированию ошибочных, религиозных представлений о миру, несмотря на его фактическое материальное единство. И именно этим объясняются религиозные взгляды некоторых буржуазных ученых, а не тем, что в об-