Архитектура арабских стран и стран Близкого и Среднего востока (VII - XVIII столетие)


С комплексом помещений вокруг Миртового двора соседствует комплекс комнат и залов, где проходила частная жизнь султана. Поэтому они имеют более камерный, интимный характер. Здание эта целиком относится к времени правления Мухаммеда V, т.е. к второй половине XIV столетие. Основа этой композиции - небольшой (28,5х15,7 м) Львиный двор (рис.6.21). В его центре сооруженный фонтан, 12-окруженный ма каменными фигурами левов, из пастей которых выливаются струи воды. Двор со всех сторон окружен галереей из пидковоподибних арок, которые опираются на светлые мраморные колоны. Со всех сторон двора, за колонными портиками, прячутся залы. На западе это Зал сталактитив (названная так благодаря своду в виде нескольких ярусов сталактитоподибних аркатурних поясов. На востоке - Зал королей в виде продолговатого помещения, увенчанного куполами, где в прохладе любили отдыхать правители. На северной стороне двора расположенный квадратный Зал двух сестер, на южной - зал Абенсераджив (рис.6.22).

Вся архитектура Альгамбри построена на контрастах и противопоставлениях. Ярко освещенные дворы изменяются помещениями, погруженными в прохладный сумрак. Поражает прихотливость и чисто восточная изысканность архитектурных форм. Бесконечное плетение орнамента невольно вызывает ассоциации с восточной музыкантом и поэзией. Стены залов сплошь покрыты резными орнаментами из гипса (эта любимая техника арабских отделочников называется «резьба по стуку». Мелькают голубые, красные, золотистые краски. Узоры вьются по стенам, переходят на стеле и звитди словно бы стекают гроздями к легким аркам, которые опираются на тонкие хрупкие колонки. Как и всюду в арабском зодчестве, здесь огромную роль сыграют арабески - своеобразный тип узору, составленного из переплетение стилизованных растительных мотивов и геометрических фигур с включением надписей арабскими буквами, похожими на орнамент (эпиграфика). Если христиане считали найсвященнишим из изображений икону - образ Божий, то мусульмане более всего вшановували образ Слова Божьего, изображенное слово. Мусульманская религия запрещала изображать Бог. Поэтому каллиграфия (умение красиво писать) была основным видом искусства в исламском мире. Мастерски выписанными отрывками с Корану украшали мечети и дворцы как внутри, так и извне. Священными словами и поучительными выражениями разукрашивали оружие, посуда. Мусульмане использовали разные почерки, в зависимости от содержания переписуваного текста.

Кажется, что интерьеры дворца Альгамбра составлены из сплошь ценных материалов. На самом деле же основным материалом стен есть не изысканный мрамор, а глина с гипсом (стук), ажурные резной играть окон - деревянные (рис.6.23). Ведь этот шедевр мировой архитектуры сооружался в те времена, когда испанцы выгнали арабов с Кордови и эмиры второпях создавали здесь свою новую столичную резиденцию.

Со вторжением в конце Хии столетие мусульманских правителей на территорию Индии здесь усиливается централизация власти. Под влиянием исламских канонов изменяется типология зданий. Но мусульманское зодчество, в свою очередь, ощущало сильное влияние индийских общенациональных традиций. Особого расцвета своеобразная архитектура Индии мусульманского периода достигла в XVI - XVII столетии во время правления династии Больших Моголив.

Архитектура мусульманской Индии имела ряд особенностей. Города средневековой Индии развивались по нерегулярному плану, характерному для стран Близкого и Среднего Востока. Города, которые были основаны в период позднего Средневековья, строились уже по регулярному плану (Джайпур, Хардарабад и прочие).Культовое зодчество Индии мусульманского периода характеризуется использованием традиционных форм - фигурных колонн, килевидних профилей арок и цибулястих куполов. Мусульманская архитектура принесла в планировочное решение индийских храмов айван. Типичными для Индии являются дворовые мечети с купольным молитвенным залом и галереей вокруг всего двора. В Дели, который был неизменной столицей мусульманских государств Индии, в XVII столетии была сооружена соборная мечеть. Построенная она из красного песчаника, купола же высеченные из белого мрамора. Весь образ мечети воплощает величие и сдержанную декоративность (рис.6.24).

Под влиянием широкого обмена строительным опытом, который происходил между Индией с одного стороны и Ираном и Средней Азией из другого, создавались новые типы мавзолеев. Наиболее завершеным из них есть шедевр индийской архитектуры периода моголов - всемирно известный мавзолей Тадж-Махал с архитектурно-парковым ансамблем. Его выстроил в 1632 - 1650 годах Шах-Джахан в Агри для своей любимой жены Мумтаз-Махал. Ансамбль состоит из зданий мавзолея, мечети и павильона для собраний, которые установлены на массивной платформе, составленной из плит красного песчаника вдоль берега реки Джамни. С пивдня к ансамблю примыкает широкий парк - «чербага», с трех сторон обнесенный стеной с воротами посреди каждой со сторин.

Главные ворота расположенные из южной стороны. Она представляет собой квадратную в плане монументальное сооружение, по углам которой поставленные круглые башни с купольными павильонами - «чатри» - сверху. Высокая арка величественного портала открывает вход на центральную аллею, которая через весь парк ведет прямо к беломраморному зданию мавзолея, который является композиционным центром всего ансамбля. Мавзолей поднят на квадратный в плане цоколь, облицованный белым мрамором. Общая высота его - 75 метров. По углам цоколя стоят 4 стройных минареты высотой по 41 г (рис.6.25).





Вернуться назад