Архитектура арабских стран и стран Близкого и Среднего востока (VII - XVIII столетие)


Наибольший расцвет художественно-композиционных решений купольных мечетей наблюдается в середине XVII столетие (рис.6.14). Это связанное с творчеством большого турецкого зодчего Синана-ибн-Абдулменнана (Синана Роскошного), который выстроил больше чем 80 мечетей в разных городах Оттоманской империи. Наивеличавее его творение - мечеть Сулеймание в Стамбуле (бывший Константинополь), строительство которой было завершено в 1557 году (рис.6.15). План этой мечети очень похожий на план храма Софии в Константинополе (преобразованного турками в XVI столетии на мечеть). Но зодчий значительно развивает идею авторов храма Софии. В мечети Сулеймание распор от свода погашен не только пивкуполами и екседрами, но еще и маленькими куполами, которые с севера и пивдня окружают центральное помещение. Таким образом, отпадает необходимость в могущественных контрфорсах, которые кое-что зипсовують внешний вид святой Софии.

Почти за таким самым планом учений Синана - Мехмед-ага выстроил славную Голубую мечеть (рис.6.16). Конструктивно она решена еще более рационально, чем мечеть Сулеймание. Главный купол здесь поддерживают полукупола не с двух, а со всех четырех сторон. Боковых нав, как в храме святой Софии, в Голубой мечети нет, поэтому ее интерьер взыскивает впечатление единого большого пространства. Голубой мечеть назвали за то, что узорчатая внутренняя поверхность ее стен покрыта сплошным ковром голубых кафелей. Основной мотив керамического обрамления мечети - растительные орнаменты, а также выражения с Корану. Во время ее будивництва султан повелел керамических дел мастерам по всей стране вырабатывать кафеля только для Голубой мечети.

Словно иглы, встромлени в небо островерхие (это черта именно турецких минаретов) высокие башни численных минаретов Голубой мечети. К ее комплексу входят также медресе, медицинская школа, больница, кухни, караван-сарай, торговые лавки.

Уникальность данного периода в развитии оттоманской культовой архитектуры заключается в том, что обращение к старинным историческим прототипам стало основанием для разработки новаторских идей. Ведь именно путем развития объемно-планировочной композиции Ая-Софий (построенной почти за 1000 лет к этому) последовательно, сначала в мечети Сулеймание, а потом в Голубой мечети гениальными турецкими зодчими было достигнут высочайший уровень архитектурно-художественного образа мечети, который стал каноническим на целые столетия заведомо (рис.6.17).

Исламская архитектура оставила много славных образцов дворцовой архитектуры. Наиболее известным из них является дворец Альгамбра, построенный в XIII - XV столетиях в Гранади (ныне территория Испании). Он размещен внутри построенной еще в раннем средневековье крепости (рис.6.18). В композиции архитектурного дворца в Альгамбри нет ни ясного плана, ни главной оси. Помещение его парадной и интимной частей сплачиваются вокруг двух больших дворов - Миртового и Львиного, расположенных под прямым углом один до одного. Большинство помещений дворца раскрытые в середину дворов. Дворы озеленены, некоторые из них имеют бассейны и фонтаны. Таким образом природа как бы входит в интер'ерни пространства дворца (рис.6.19).

Извне крепость Альгамбра (что означает «красная»), подобно к другим средневековым замкам, имела зубчатые стены и суровые башни. На контрасте с этим в середине стен крепости властвует беззаботная, сладкая и привлекательная мечта. Все подчиняется утонченной роскоши. В этом дворце восточные правители воплотили свои представления о райском наслаждении и райском блаженстве. Характерное включение в архитектурную композицию воды, которая в виде бассейнов и фонтанов входит не только в дворовые пространства, а и в самые внутренние помещения. Это не случайно, ведь для бывших жителей пустынь вода - символ богатства и роскоши.

На северной стороне Миртового двора височить могущественная золотисто-розовая башня Комарис (название происходит от названия цветных витражей - камарийя, что украшали окна башни). Вызывает удивление и смелость, с которой зодчий, который строил дворец, сумел так органически объединить эту более раннюю крепостную башню с легкими, напоенными светом формами открытого Миртового двора (рис.6.20).Огромную роль здесь сыграет зеркальная, поднятая почти к уровню мраморного пола, поверхность небольшого бассейна (33,5х7,4 м). На ней виддзеркалюються и башня Комарис, и архитектура Миртового двора, и небо. Все это создает ощущение пространства, течения времени.

На контрасте с открытыми и освещенными пространствами двора затененный арочный проход к башне Комарис заманивает к себе таинственными сумерками узкого зала где ла Барка, который ведет к квадратной (11,3х11,3 м) Тронного зала, который занимает все внутреннее пространство бывшего крепостного сооружения. Этот зал, который достигает в высоту на 18,2 г, - высочайшая в Альгамбри.

Космический образ обвернутого сумерками небесного мира охватывает величественное пространство Тронного зала, символизируя божественные истоки земной власти. Завершает зала знаменитый наборный потолок с резного кедру. Тонкая деревянная мозаика, света на темном фоне, создает насыщенный звездный рисунок.





Вернуться назад