Архитектура арабских стран и стран Близкого и Среднего востока (VII - XVIII столетие)


В первой половине VII столетие лавина арабских завоевателей вышла за пределы Аравийского пивострова и быстро подчинила соседние страны. На начало VIII столетие границы созданной ими феодального государства - Арабского халифата - распространились к Атлантическому океану на западе, к рекам Инд и Сыр^-Дарья на востоке, к Кавказскому позвоночнику на севера, а на юге доходили к берегам Индийского океана и к неплодородным пескам Сахары (рис.6.1).

В завоеванные страны арабы принесли основанную Магометом новую религию - ислам (это слово означает «покорность»), который сыграл такую же роль в укреплении феодализма на Востоке, как христианство на Западе.

Сначала культура арабов была низшей от культуры завоеванных ими стран. И в скором времени арабы вобрали лучше из античной культуры и культур других подчиненных народов, создав на этой основе свою собственную высокую цивилизацию. Общеизвестные достижения ученых халифата в медицине, математике, астрономии, истории, географии. Арабский язык стал общепризнанным языком общения ученых на Востоке, подобно к латыни на Западе.

Влияние арабской культуры продолжало обозначаться и после распада халифата на отдельные феодальные государства, и даже после изгнания арабов из завоеванных ими стран. В каждой из них, учитывая обстоятельства, которые сложились, архитектура была достаточно самобытной, но с преобладанием общих черт. Их формированию оказывали содействие интенсивные связи с народами халифата, похожесть путей развития феодализма и естественных условий, общность культурных и бытовых традиций, общее вероисповедание и т.ин.

Основатель ислама шейх Магомет сделал первой столицей объединенного арабского государства город Мекку, а с 622 года - Медину. Эта дата считается первым годом становления мусульманской культуры.

В истории арабских халифатов традиционно выделяется три периода:

- период ранних халифатов (622 - 661 года);

- период Омейядського халифата ( 661 - 750 года);

- период Аббасидського халифата ( 750 - 1258 года).

Начальный период существования арабского халифата характеризуется быстрому ростом количества и размеров городов. Это было связано с развитием ремесленного производства и торговли, необходимостью создания опорных пунктов в подчиненных странах. Много мост выросло из военных поселений, построенных завоевателями в подчиненных странах. Вокруг первоначального укрепленного феодального замка - цитадели - развивалась основная часть города - шахристан, что также обносился стеной, а за его пределами вырастали защищенные собственными стенами рабади (ремесленные слободы).

В цитадели размещались дворец правителя, арсенал, казармы, в шахристани - основные административное и культовое здания, базары, бани, жилье вельмож. Основным населением рабадив были ремесленники.

Во всех завоеванных странах появились новые типы монументальных сооружений, присущих арабской архитектуре. Главные из них: мечети (слово перекладывается как «место поклонения»), медресе (школы богословия), мавзолее, маристани (больницы), дворцы, караван-сараи (постоялые дворы, заезды). Караван-сараи сооружались как в городах, так и на караванных шляхах.

Планирование городов, как правило, было нерегулярным. В путанице узких переулков и тупиковых улиц тяжело было определить какую-то систему. Ярким примером средневекового арабского города стал Дамаск (рис.6.2). Расположенный на старинном бодром торговом пути, он особенно вырос за Омейядив в VII - VIII столетии, когда столица арабского халифата переместилась сюда с Медини.

Климатические особенности засушливой зоны обуславливают строительство городов, отгороженных от песчаных и пылевых ураганов. Защита каждого жилого дома или же общественного сооружения достигается группированием помещений вокруг запертого двора. Поэтому в

исламских городах отсутствуют площади как самостоятельные пространственные формы в планировочной структуре города. Их роль выполняли открытые пространства перед большими сооружениями и дворы мечетей и дворцов (рис.6.3).





Вернуться назад