Храмовая архитектура Индии пещерные и скальные храмы

Главная - Архитектура - Храмовая архитектура Индии пещерные и скальные храмы

Интересно отметить что настоящий расцвет скульптуры средневековой Индии, пронсходящпй именноо в этот период связанный с пещерным зодчеством, т.е. с видом архитектуры, которая теряли в это варемя свое господствуюшее значеппе. Имено этот вид, непосредственно восходивший. к древним традициям индийского искусства, по своей природе органически соединял в синтетическом единстве скульптуру и архитектуру. Сам строительный процесс создания храма, который высекается в скальном массиве, подобный работе скульптора, должен был оказывать содействие развитию скульптуры. В истории искусства средневековой индии закономерность взаимозависимого развития пластики и архитектуры приводит к тому, что наиболее высокие ч замечательные достижения скульптуры связанные не с выдающимися наземными архитектурными ансамблями, которые относятся к более позднему времени, а с лишенными перспективы дальнейшего развития пещерным зодчеством.

Одним из самых замечательных произведений скульптуры этого периода есть знаменитое монументальное горельефное изображение трехликого Шиви Махешвара (8 в.), что находится в пещерном храме на острове Елефанта возле Бомбея. Расположенный в сумеречной глубине храма, словно випливающий из мрака глубокой пиши, окруженный огромными рельефными композициями гигантский трехголовий бюст поражает своими нечеловеческими масштабами (высота приблизительно 6 м), пластической мощью, с которым выраженное величие его образа.

Три главы Шиви (Тримурти) отвечают трем его основным проявлениям (центральная - Шиви что создает, левая -Шиви что разрушает, правая-шиви что предохраняет) виражающая сложную и противоречивую сущность Божества. И если боковые главы воспринимаюьмя лишь в профиль, то центральная глава может быть увиденная с разных точчек зрения - и в фас и в профиль, и в три четверти.

Одним из частых сюжетов индийской скульптуры есть действия Шиви и его мужчины Парватн в их многочисленных воплощениях-"аватарах». В Брахманских пещерных храмах Елефанти, Еллори, Мамаллапурама в основном преобладают монументальные рельефы с изображенному Шиви-Бхайрава (т.е. разрушителя), Шиви-Натараджи (т.е. «Царя танца», своим космическим танцем мир, который создает, из хаоса), борьбы Шиви с демоном Раваной и т.д.

Классический образец рельефного изображения Шиви-разрушителя расположен в пещерном храме Елефанти. Восьмирукий Шива изображенный в движении, его корпус наклонен вперед, он как бы наступает на невидимого зрителю врага. Выражение его лица гневно круто выгнутые брови подчеркивают напряженное выражение широкое открытых выпуклых глаз, резкий очерк полуоткрытого рта характеризует эмоциональное состояние бога, который люто размахивает своими смертоносными атрибутами. Пластическая форма, в которой внедренный этот образ, отчасти еще связанный с традициями классической индийской скульптуры эпохи Гуптов: мягкость и округлость контуров и лепка форм, тонкая, немного обобщенная моделировка лица и всей фигуры, в которой только многорукость обличает сверхчеловеческая суть образа.Пластическое решение деталей фигуры Шиви отличается большой жизненной правдивостью. Моделировка торса, например плеч ч груди, несомненно, является результатом иепосредствениого наблюдение человеческого тела.

С особой теплотой переданный полный обворожительности женственности оскорблений Парвати в рельефе «Свадьба Шиви и Парвати». В нем мягкая и пластическая моделировка чудесно гармонирует с задумчивым видом счастливой Парвати.

Сила выражения специфических черт раннесредпевековой скульптуры достигает своего предела в Елуре. Рельефные композиции, которые находятся в пещерных храмах Дас Аватара, Рамешвара и др., а также украшают скальный храм Кайласанатха, ярко раскрывают разнообразные возможности, заключенные в новом пластическом языке. Но они также свидетельствуют о противоречивости этого искусства, которое возникает от брахманских религиозных условностей и канонизации.

В рельефе пещерного храма Дас Аватара изображенный Шива в устрашающем с львиной главой, который собирается подвергнуть наказанию царя Хирапья, что смеется над могуществом богов. Замечательная острота показанного момента, когда Шива кладет одну руку на плечо Хиранья, другой схватив его у запястье, а другими замахивается, в то время как царь еще сохраняет застывшую на лице улыбку. Выразительность композиции усиливается напряженностью и динамичностью передачи движения. Высокий рельеф почти переходит в круглую скульптуру, которая еще больше усиливает впечатляющую игру света и тени. Сцена полная движения, тот^-тот-подчеркнуть^-того разными положениями многочисленных рук Шиви, словно показивающих разные «фазы» их угрожающего движения. Неспокойному характеру композиции оказывает содействие также нестойкость несколько танцевальных поз обеих фигур. В целому в сравнении с эмоциональной сдержанностью и большей уравновешенностью движении в рельефах Мамаллапурама и Елефанти здесь поражают неизвестная когда-то драматичность и страстный порыв. Еще более могущественное и оригинальное преобразование получили эти части в грандиозном рельефе «Равана, что старается снять гору Кайлас, иллюсрирующем эпизод «Рамаяви», посвященный борьбе злого демона Раванни против Рамы в тот момент, когда Равана старается сокрушить священную гору.