Храмовая архитектура Индии пещерные и скальные храмы


7-8 вв. в истории индийского искусства является переходной эпохой В настоящее время традиции пещерного зодчества, произведенные в предыдущие века и достигшие большой расцвет при Гуптах, переживают заключительный этап своего развития.

Древние представления о пещерном храме как об отделенном приюте или боге мудреца, смещенного от жизни человеческого общества- отвечали тайному идеалу буддизма, особенно па ранних стадиях его развития. В период вырождения буддийской религии и развития брахманского культа в Индин они окончательно утратили свое значение. Уже во время династии Гуптов релпгиозно-аскетические тенденции в буддийском искусстве, особенно в росписях пещерных храмов Аджанти, как бы подрывались изнутри получили большое значение светскими мотивами, которые отбивали выросшее влияние идеологии рабовладель-ческих мост. Теперь же, с развитием феодальных отношений, происходило укрепление жреческой ортодоксии, связанное с усилением роли касты брахманов. Влияние индуизма, который увеличился, осложнение его культа требовали форм религиозного искусства, способных наилучшим образом воплотить его фантастический сверхчеловеческий характер. Для более могущественного влияния на массы религиозных идей, воплощенных в сложной системе индуистского пантеона, возможности. Заложенные в традиционных принципах пещерного зодчества, были недостаточные. старые схемы тесные. Но так как традиция была еще настолько сильная и образ храма словно рожденного в недрах самой природы, в такой степени близкий религиозным представлением индусов, а новые принципы наземного строительства еще недостаточно развиты, то в этот переходной период пещерное строительство продолжало еще играть немалую роль в развитии индийского искусства.

К этому периоду относится создание последних памятников индийского пещерного зодчества: поздних пещерных -храмов Аджанти, пещерных и скальных храмов Елури (Еллори) и Мамаллапурама, храма на острове Елефанта н др. В них, и особенно в Еллоре и на о. Елефанта, можно видеть изменения, в первую очередь в характере их оформления н плана. Изменения проявляютса также в самом духе новых изображений, полных драматизма н космической символики и показанных в максимально впечатляющему декоративно-зрелищному аспскге. Отсюда нарушение старых принципов в планировочных схемах, отсюда кризнсиие явления в пещерном зодчестве. Если в поздних пещерных храма Аджанти и в их оформлении начала 7 столетия старые традиции еще довольно сильные, то в Еллоре резкие изменения наблюдаются уже в поздних храмах буддийского культа начала 8 столетие. Кроме буддийских храмов в Еллоре строитлись брахманские и джайнский храмы. Наиболее интересные -брахманские. В развивались тенденции буддийских храмов в направлении осложнения плана, обогащение скулиптурно-декоративиого оформление. Осложнение плана происходило по счет увеличения внутреннего помещения, которое нашло отображение в пещерных храмах Всех трех культов. Например, в каждой группе можно найти образцы двух- или трехэтажных пещерных храмов. Зато развитие оформления храмов проходило разные стадии, которые отчасти отвечали сменявшим друг друга религиям.

В буддийской группе оформления носит довольно сдержанный характер, как показывает, например, вид фасада наибольшего в Елуре трехэтажного пещерного храма Тип-Тхал. Но подобную суровую простоту можно было бы объяснить известной несоразмерностью между огромным внутренним помещением, которое достигает в среднем 30 г в глубину и 40 г в ширину, и относительно бедным скульптурным оформлением, которое не заполняло все архитектурные поверхности. В брахманских пещерных храмах, менее больших по размерам, скульптурно-декоративное оформление получает исключительное значение. Особое место занимают у иен горельефние композиции на религиозно-мифологические сюжеты.

Рельефы составляют главный идейно-художественный элемент оформления пещерных храмов 8 в. в Елуре (а также храма на о. Елефанта) в не меньшей степени, чем стенные росписи в Аджанте в предыдущие столетия. Но, в отличие от росписей, в рельефах Елури не ощущается бывшей жанровой струи. Зато значительно сильнее отвлеченно-символическое содержание, выраженное в героических действиях сверхчеловеческих существ и богов. Мифические герои и основные действующие лица изображаемых космических столкновений обычно взятые с брахманского эпоса и легенд и часто являются Разными воплощениями Шиви и Вишну. Образы их полные драматизма и выполнены титанической силы.Огромные горельефи, что заполняют плоскости стен становятся своего рода пластической основой пещерного храма. Заменив буддийские росписи, которые раньше украшали пещерные храмии, горельефние комнози-ции соединят общую монументальность образов со своеобразной «картинностью» и живописностью общего композиционного решения. Но, не обла-дая чисто повествовательной волей живописных росписей, они концентрируют в одном изображении всю необичайность и максимальную драматичность показываемых действий и подвигов богов и героев. Именно в скульптуре, в горельефной композиции, в большой мэре чем в живописной, могло быть данное конкретное чувственно-наглядное изображение сверхчеловеческих существ, полные мощи и зримо вовлощающих брахманскую космическую символику. Титанизм этих скульптурных статуй при фантастическом пещерном освещении получает особую импозантность во владеет очень большой силой влияния. Кажется, что самые скалы напол-нилась пульсирующей жизням, которая воплотилась в напряженной скульптурной пластике вылепленных фигур, которые обступают человека со всех сторон. Подобное господство скульптуры в декоративном оформлении глубоко отбивается на характере архитектуры позднего пещерного храма.

Типичным примером является фасад храма Рамешвара в Еллоре. Здесь видно, как резьба, декоративная скульптура и рельефы к границе насыщают архитектуру фасада. Массивные циклопические колоны, которые организуют вид фасада, на одну треть скрытые за изгородью, сплошь покрытой орнаментальной резь-сой и рельефами. Видимая часть каждой колонны разделена на несколько поясов: нижний - с горельефними изображениями, верхние - с орнаментом. Колона увенчанная пышной капителью в виде большого сосуда со свисающими с четырех сторон геометриеироианними растительными формами. В конце концов, с обеих сторон видимой части колонны на дополнительных подпорках расположенные большие скульптуры обнаженных полубогинь - традиционных якшини, окруженных спутниками-карликами. С левой и из правой стороны, на боковых простенках, которые примыкают к фасаду, находятся огромные, величиной почти с колонну, рельефные фигуры богинь священных год Джамни и Ганга, по традиции изображенных па черепахе и крокодиле.





Вернуться назад