Архитектура жилых, спортивно-оздоровительных и зрелищных зданий эпохи давнего мира


За бронзовой дверью, которая поднималась над порогом африканского зеленого мрамора, раскинулось огромное внутреннее пространство ротонды, диаметр которого равняется ее высоте. Сооружение, поддерживаемое паутиной арок, встроенных у стены и принимающих на себя вес, покоится на бетонном фундаменте в форме кольца шириной в 7,3 г и глубиной в 4,5 г. Из фундамента поднимается восемь спицеподибних стовпив, что окружают вход в храм и семь больших ниш.За увенчанным крестом обелиском XVIII столетие видная часть фасада Пантеона с портиком и куполом. Адриан велел высечь на архитраве нового сооружения имени Марка Агриппи, к нему другой храм, который построил на этом же месте.

Однако вершиной величия Пантеона есть его огромный купол, смело летящий вверх к круглому окн-глазу (oculus), что приоткрывается в центре пролета. Внутренняя бетонная поверхность купола виложена 140 кессонами: пять горизонтальных рядов с 28 кессонами в каждом, причем, чем ближе к вершине, тем меньшее углубление. Никогда их украшали бронзовые позолоченные розетки. Однако назначение этих панелей не было чисто декоративным, поскольку они в немалой степени уменьшали вес крыши. Вес свода был учтен и при выборе строительных материалов, и при определении их количества. По мере того как купол выгибается к вершине, его бетонная масса (подсчитанная, что она составляет 5000 тонн) постепенно уменьшается: если в основании пласт бетона достигает 6 г, то у круглого окна его толщина составляет всего 1,5 г. Если нижние части свода состоят из бетона с содержанием кирпича и камня, то в верхнем ярусе для облегчения веса в бетон добавленная вулканическая пемза.

В одной средневековой легенде рассказывалось, что этот гигантский купол был построен на огромной груде мусора, нагроможденной внутри барабана. А чтобы эту груду быстро разгребли, когда купол будет завершен, Адриан будто бы велел раскинуть под ней шматы золота. И строительная техника, которая применялась в действительности, отличалась не меньшей хитроумностью: вокруг деревянных кессонных форм постепенно заливались пласты бетона.

Через широкий круглый прорез в вершине купола солнечный свет льется у помещение, которые не имеет других окон, создавая мягкое естественное освещение интерьера. Тем же путем проникает сюда и дождь, но мраморный пол едва заметно поднятая в середине, так что вода быстро скатывается к сточным желобам вдоль стин.

Пантеон, который стал действительным шедевром архитектуры, много раз копировали, но никто не сумел превзойти Адриана. И хотя из тех пор храм неоднократно подвергался переработкам, а крыша его давно лишилась своих бронзовых черепиц, он до сих пор сохранил свое величие. В 609 г. император Фока передал дом папе Бонифацию IV, а тот приспособил языческий храм под церковь (Санта-Мария дель Мартири). С годами к портику были пристроенные разные башенки. Но простота и лаконичная соразмерность огромного храма с куполом не имела потребность в полипшеннях, и в конце концов поздние пристройки забрали.

Сегодня Пантеон есть и национальной культурной святыней, и церковью одновременно. Кроме того, здесь находятся гробницы двух итальянских королей и одного титана Возрождение - Рафаэля. При этом Пантеон остается в значительной мере таким, которым он был при Адриане, обнаруживая совершенный образец античного зодчества.

В 70-80 г. н.э. был сооружен грандиозный амфитеатр Флавиев, что получил название Колизей (от латинского colosseus - «огромный»). Он вибудований на месте разрушенного 3олотого дома Нерона и принадлежал к новому архитектурному типу домов. В Греции когда-то были только театры, которые устраивали на естественных склонах холмов и полей. Римский Колизей представлял собой огромную чашу со ступенчатыми рядами сидений, (замкнутую извне кольцевой елипсовидною стеной. В амфитеатрах давали разные спектакли: морские бои (навмахий), бое людей с экзотическими зверями, бое гладиаторов. В солнечные дни над Колизеем натаскали огромный парусиновый навес - велум, или веларий.

Колизей - наибольший амфитеатр античной эпохи. Он вмещал возле пятидесяти тысяч зрителей. Могущественные стены Колизея (высота 48,5 м) разделенные на четыре яруса сплошными аркадами, в нижнем этаже они служили для входа и выхода. В плане Колизей представляет эллипс (156Х198 м); центр его композиции - ныне разрушенная арена, окруженная ступенчатыми лавами для зрителей. Эллипс более всего полно отвечал требованиям динамики зрелищ, которые разворачиваются - гладиаторских боев. Он давал возможность максимально активизировать зрителя, приблизить места привилегированной публики к арене; опускаясь воронкой места разделялись соответственно общественному рангу зрителей. Внутри шли четыре яруса сидений, которым извне отвечали три яруса аркад: дорическая, ионическая и коринфська. Четвертый ярус был глухим, с коринфськими пилястрами - плоскими выступлениями на стене. Пилястры, которые членят стену, коринфського ордера не поднимают монолит дома, виложенного из серого травертина.

Внешний вид Колизея с его могущественным упругим овалом выполнен суровой энергии. Это ощущение создается не только огромными масштабами дома, но и обобщением основных форм, торжественной мощью простых ритмов. Внутри Колизей очень конструктивный и органический, целесообразность соединяется в нем с искусством: он воплощает образ мира и принципы жизни, которые сформировались у римлянинов к I в.н.э.





Вернуться назад