Архитектура ХиХ-ХХ столетий


Постоянные притеснения цехов закончились полнейшей их отменам в 1900 г. Бесспорно, цеховое устройство ремесленничества в то время уже отжил свой возраст, но когда в Западной Европе старая система обучения в цеховых организациях постепенно заменялась сеткой государственных ремесленных школ, на Украине с моментом ликвидации цехов русское правительство вместо того не только не создал законченной сетки специального образования, но даже не дал минимального количества ремесленных шкил.

Итак, когда в старые времена на Украине в цеховых организациях постоянно воспитывались младшие кадры добрых ремесленников, в частности каменщиков, плотников, каменщиков, резчиков и солидных технически подготовленных строительных мастеров, то с пидупадом цеховых организаций и недостатком профессиональных школ старых мастеров и ремесленников не было кем заменить или приходили рабочие, мало подготовленные и без нужного технического знания.

Следствием этого было то, что много строений второй половины XIX ба даже начала XX ст., особенно на провинции, были не только безстоимостные с художественной стороны, но также технически примитивные, так что немало их понищилося и развалилось. Это всегда остро ощущали выдающиеся наши художники и архитекторы. Но всякие меры по созданию местных школ, как высшего, так и низшего типа, большей частью разбивались об твердую стену централистичних стремлинь Москвы, которая основывала такие школы у себя (прежде всего в Петербурге и Москве). Туда, собственно, должна была ехать украинская школьная молодежь, звидтам и приходила «новая мода» в строительстве, почти всегда запоздавшая в Западной Европе, но «приправленная» в московском духе. Так во второй половине XIX ст. под влиянием национального романтизма на Западе (возрождение pоманcького стиля) в России постав националистическое направление, которое дало пеевдовизантийсько-руський, стиль. Он насильно внедрялся на Украине в церковном строительстве (соборы в Житомире, Харькове, Екатеринославе и др.), нередкое давая ужасные нехудожественные образцы. До этого времени принадлежат правительству «реставрации» драгоценных памяток нашего, строительства княжеской пор», когда, например, были разобранные и уничтоженные строения Херсонеса IV - X ст., Десятинная церковь в Киеве X ст, перестроечные кафедра во Владимире-Волынском XII ст., церковь в Овручи XII ст. и прочие, а на их месте были построены безстоимостные строения будто в «византийском» стиле. В более выдержанных византийских формах и пусть хотя технически лучше построенные Владимирский собор в Киеве и Александровска церковь в Каменце первых лет XX ст.

На западноукраинских землях, которые были под Австро-Венгрией, течение романтизма внедряло преимущественно формы романского и готического стиля. Правда, были попытки украинских архитекторов прибавлять некоторые мотивы «свои», т.е. византийские, но за неимением своего художественного центра и особенно школы эти попытки были большей частью неудачные.

В найновиши времена строительство на Украине переживало все фазы эклектизма, которые властвовали в искусстве Европы, включительно и т.н. стиль модерн, на западноукраинских землях известный больше под названием венского сецесионизму. В этом стили, который властвовал сравнительно недолго - в последних годах XIX и первых годах XX ст. - построенные огромные железнодорожные станции в Жмеринке (на Подолье) и Льву, последняя - за проектом известного украинского инженера-архитектора Ивана Левинського (1851 - 1918), которому принадлежат также другие строения Львова - отель «Жорж», торгово-промышленная палата, дом «Днестра», дом василиянок та др.

С началом XX ст. между украинскими художниками и специально архитекторами распространяется течение возрождения украинского архитектурного стиля. В распространении этой идеи и в практическом проведении ее у жизнь большую роль сыграла «Украинская община» студентов Института гражданских инженеров в Петербурге, где первым главой (от 1905 г.) был архитектор Сергей Тимошенко.

Это художественное направление можно поделить на две течения: первая для создания своеобразного украинского стиля стремилась использовать мотивы украинского барокко, вторая - народное деревянное строительство. К первой течению принадлежат большие жилые дома архитекторов Альошина в Киеве и Фетисова в Запорожье (Екатеринославщина).

Второе течение начато церковью епископа Партения Левицького в Плишивцях на Полтавщине в 1902 - 06 гг., где использованные формы знаменитого запорожского собора в Самаре.Выдающимся произведением, которое принадлежит к этому второму направлению, есть дом земства в Полтаве (теперь Украинский государственный музей), построенный выдающимся нашим архитектором Василием Кричевським с участием маляра Сергея Василькивського. Из других архитекторов отметим работы Жукова (школьные дома на Харьковщине), Мощенка на Полтавщине, а в Галиции - Ивана и Льва Левинських, Александра Лушпинського, Романа Грицая, Василия Нагирного.

Соединение форм каменной архитектуры украинского барокко с деревянным строительством нашло прекрасную творческую переработку в работах архитекторов Сергея Тимошенко и Дмитрия Дяченка. Первому принадлежат целый ряд вилл и проектов церквей, второму - проект Исторически-архитектурного музея в Каменцу-Подольскому (1913), школы на Полтавщине та главный корпус Сельскохозяйственной академии в Киеве (1928). Инициативе этого архитектора принадлежит также учреждение в Киеве Обществом украинских архитекторы) Украинского архитектурного института (1919), который был в 1924 г. присоединенный в Художественный Институт в Киеве.





Вернуться назад