Городские дома

Главная - Архитектура - Городские дома

Много творчества, мастерства и художественного чувства вкладывали плотники к таким частям строения, как пидсиння и фронтоны. В пидсиннях замечаем остроумные конструкции спаивания столбов (колон) с горишними балками (перекрытием), где часто употребляется шостикутньой формы отворив.

Такое спаивание поземного перекрытия с повненими столбами происходит обычно за помощью скисних «обрусив» или «луток», что имеют очень остроумную конструкцию и формы, которые ривночасно служат и за художественную оздобу. В фронтонах, разнообразная низменность площадей, декоративно уложених досок и украшения резьбой, представляли особую амбицию мастеров, которые конкурировали между собой в помыслах и мастерстве. Отдельные элементы, как звизди, «мальвы», «сияния» имели здесь символическое значение, связанное еще с культом солнца. Мировые стили ренессанса и барокко более всего отбивались в таких деталях как формы окон, двери, профиле столбов, ґзимсив, оздоби двери, и т.п..

Очень интересные строения с пидсиннями были когда-то на крайнем юго-запад Украины, т.н. Лемковщине, которая своим типом приближались к строениям средней Европы, в частности Шлеська, Словакии и Моравии. Один редкий рисунок дает нам понятие о таком строении в городке Мушиные над Попрадом.

Деревяни строения по небольшим городам и городкам были всюду распространены еще в начале XX ст., особенно в Галиции. Хотя они были очень заброшенные, однако интересные своей развязкой верхнего этажа (под крышей) и инш. особенностями. Еще во время первой мировой войны были знаемы красивые дома с колонками, пидсиннями и резьбами в таких местностях Подолья, как Чортков, Бучач, Тлусте, Язливци, Каменец, Ярмолинци, Скала, Яришив, Зинькив и много инших.

Своеобразные типы больших мешкальневих домов были когда-то известны в Каменце (совсем разрушенный город во время войны 1941 г.) и других городах Подолья. Не меньше интересные вилле и большие дворы были также на Волыни, с развитыми крыльцами и мезанинами (Креминець, Луцк, Ровно).

До недавнего времени сохранялись также большие деревянные дома кол. украинской старшини, особенно в округе Чернигов, Киев, Полтава. Лучше всего было сохраненное и отчасти исследованное строение в Лебединцях, пов. Прилуки. Это одна из наиболее удачных попыток половины XIX ст. возродить украинский архитектурный стиль. Владелец его Г. Ґалаґан наипрежде поручил архитекторе Е. Червинському собрать архитектурный материал из разных памяток старины, а уже на основе собранного материала запроектировать новое строение. Дом Ґалаґана было построено в 1854 году. Особенностью строения есть засаднича симметричность, но без пунктуального его соблюдения. В действительности распределение помещений с разными крыльцами, верандами и ґалерейками, дает ценный образец свободной композиции и особой живописности в характере старого украинского искусства. Не меньше интересные здесь детали - задвижные, соединенные (двойные) окна, кованная дверь, резные колонки и мебель; вообще внутреннее урядження типичное для украинской архитектуры старых времен. Надпись на матице дома ярко свидетельствовал о намерении строителей: «Сей дом построен для оживления пересказов о жизни предков и памяти потомков».К городскому деревянному строительству принадлежат также старые жидовские молитвенные дома или званые синаґоґи. Они в общих чертах имеют формы больших городских домов и дворов. Заложення синаґоґ на Украине, подобно как на Литве и Польше, одного типа. План состоит из главной зале для молитвы, обычно квадратной формы, к которой примыкает одно или два узких помещения для женщин, чаще всего как балкон (на этаже). Кроме того, есть сени, зал собраний (кагальних проводников) и временами школа религиозной общины («хедеры»). Главный зал для молитвы обычно высшая от других помещений, бывает разрисованная орнаментом и символическими отображениями растений и животные: левы, олени, зайце, слоны, однорога, быкы, птицы, рыбы и т.п.. В зале, в особом резном шкафу, т.н. «уреккойдеш», что стоит на повышении по середине одной стены, постоянно сохраняется «тора». По середине залу на повышении стоит «бима» со столом, на котором читают «тору». Над столом с торой, обычно делают род киоска с накрытием (балдахином). До сих пор не было вероятно установлено откуда именно принялся описанный тип синаґоґи, в частности план строения. Предположение Берсона, что этот план могли принести на Украину и Польшу со Шлеська из католических костелов, совсем не пересвидчуе.

Автор сравнивая синаґоґи Схидньой Европы с другими строениями религиозных культов, пришел к заключению, об их большом сходстве с арабскими, магометанскими мечетями в Испании. Это сходство оказывается головно в размещении, когда через узкие сени (галю) входиться к продовгастого помещению, а уже из него ведут дверь к главной зале молитвы. Что этот план строения пришел именно из Испании, можно объяснить тем, что жиды в пор арабской власти в Испании, как известно, пользовались не только полной религиозной свободой, но имели и привилегии. Поэтому при их более поздний расселении по Европе, в частности в Польши, Литве и на Украине, распространяли традиционные планы бывшей своей ячейки в Испании.

На Украине перекрытие синаґоґ имело чем отличалось от перекрытия других местечковых строений и «дворов» и палат шляхты. Крыша перекрывалась обычно на 4 склона, с фронтонами наподобие гуцульских строений, при чем крыша, как во всех бароккових строений, имел несколько кондиґнаций. Наружу, особенно с главной фасады, синаґоґи часто имели опасение и ґалерейки на хорошо резных колонках, подобно к городским домам с «пидсиннями». Главный зал синаґоґи временами имела купол на восьмерке с шатровым накрытием, совсем подобный куполам украинских церквей, но этот купол прятался в крыше и наружу ее совсем не было видно. Также и отдельные детали, как окна и др. в характере церковного строительства. Все это проговаривает за тем, что строительными синаґоґ были те самые украинские мастера, которые строили церкви и городские дома. Известный исследователь архитектуры синаґоґ М. Берсон, просто говорит, что не знает такого случая, чтобы строительным синаґоґ было лицо гебрейського вироисповидання.