Архитектура старинного Риму


Завершающей памяткой этого времени была базилика Максенция, победу над которым увековечил Константин на Римском форуме (306-312 г. н.э.). Повернутая фасадом к римскому форуму базилика, строительство которой было начато Максенцием (бл. 307), а завершилось уже при Константине (в 312), намного более близкая к окончательной форме сводчатой христианской базилики. Базилика была задумана настолько грандиозной, с такими колоссальными пролетами зводив, которые даже мудрость римских инженеров не спасла ее от разрушения - в скором времени после сведения она обрушилась. Сквозной каркасной конструкцией она превосходила средневековые христианские базилики Западной Европы. Базилика Максенция - одно из самых грандиозных сводчатых сооружений Рима (площадь 6 тыс. кв. м). Прямоугольная в основе, она имела с восточной стороны крытый портик на столбах. Средний неф был перекрыт тремя крестовыми зводами, которые поднимались над полом, вылощенным каменными плитами, на 36 г. Боковые нефы, также разделенные на три отсека, или травей, каждый, были перекрытые цилиндрическими зводами, расположенными так, чтобы максимально оказывать содействие стойкости здания. На опорных столбах, которые поддерживают цилиндрические зводи, были установлены могущественные контрфорсы, которые выступали над кровлей боковых нефов и принимали на себя горизонтальный распор более высоких крестовых зводив среднего нефа. В результате появилась возможность оставить в его боковых стенах большие окна, благодаря чему базилика была отлично освещенная. Вход, который сначала находился на короткой восточной стороне здания (здесь был и нартекс), был при Константине перенесенный в середину длинной южной стены, которое вызвало пристройку апсиды напротив него, из продольной северной стороны (раньше апсида имелась только с западной). Блестящий образец инженерной мысли и одновременно произведение искусства, это здание начала 4 ст. на тысячу лет опередила величественные кафедральные соборы Франции и Англии с их сводчатыми перекрытиями.

После признания в 313 г. христианства господствующей религией началось строительство христианских храмов, формы которых в основном заимствовались с античных базилик.

Победы Константина возвеличивает и сооруженная в этот же время на форуме Триумфальная арка Константина. Она была украшена рельефами, безжалостно выломленными с сооружений императоров II столетие - Траяна, Андриана и Марка Аврелия. Они были включены в новый художественный ансамбль, и только главы цезарей везде были замененные главами Константина. Этот факт символический: Константин как бы поглощает бывшую римскую историю. Все строго, регламентировано: в центре император с клевретами, которые заискивающе заглядывают ему у лицо, по сторонам безликая гурьба.

Константин перенес столицу империи восточнее, в бывший греческий город Византий. Названо оно було «новым Римом», или Константинополем. Отсюда начнет свою историю новое государство - Византия. Рифм же оставался еще на протяжении двух столетий центром западной части империи. Та же картина наблюдается и за пределами Рима, как в Италии, так и в провинциях. Античное искусство еще долго будет сохранять свою силу, однако оно, перерастая в средневековое, становится только традицией.

Висновкимистецтво Древнего Риму оставило человечеству огромное наследство, значимость которого тяжело переоценить. Большой организатор и творец современных норм цивилизованной жизни, Древний Рифм решительно превратил культурный вид огромной части мира. Только за это он достойный неминуемой славы и памяти потомков. Кроме того, искусство римского времени оставило множество замечательных памяток в самых разных областях, начиная от произведений архитектуры и заканчивая стеклянными сосудами. Каждая древнеримская памятка воплощает спрессованную временами и доказанную до логического конца традицию. Она несет информацию о вере и ритуалах, смысл жизни и творческие привычки народа, которому она принадлежала, место, которое занимал этот народ в грандиозной империи. Римское государство очень сложное. Ей единой выпала миссия прощания с тысячелетним миром язычества и создание тех принципов, которые легли в основу христианского искусства Нового времени.

Старинный Рифм вписал в историю мировой архитектуры важные страницы. Древнеримская архитектура завершает тысячелетнюю историю античной архитектуры рабовладельческого общества, и вполне естественно, что старинный Рифм использовал и развил все ее достижения. Тем не менее Риму пришлось создавать и самому. Перед архитектурой римского государства стояли новые задачи: для исполинских городов нужны были новые принципы застройки и новые типы сооружений. Для строительства дорог, акведуков, мостов, огромных терм, дворцов с гигантскими залами, ансамблей городских центров - форумов и т.п. нужны были и новые типологические решения, а главное - новая строительная техника. Римские инженеры изобрели новый строительный материал - бетон, который дал возможность решать найскладниши технические проблемы, а также использовать малоквалифицированных рабив.

Высочайший расцвет римской архитектуры приходится на друге половину и ст. и первую половину ии ст. н.э., когда Римская империя достигла своего могущества. Именно в настоящее время были построены виднейшие шедевры древнеримской архитектуры. Среди них можно отметить особенно Пантеон.





Вернуться назад