Архитектура старинного Риму

Главная - Архитектура - Архитектура старинного Риму

Пластический стиль становится предельно живописным. Рельефы триумфальной арки Септимия, поставленной в честь десятилетия правления и побед в Месопотамии, еще более, чем в колонне Марка Аврелия, теряют определенность контуров и форм. Каменья стены превращается в сплошную ажурную ткань, дрожащую в неравных отблесках светотени. Знаменитый Септимий и сведено при нем базиликой.О базилике как сооружение, очень распространенному у римлянинов, следует отметить особенно. Тип базилики (от грецьк. «базилике» - «царский дом») - прямоугольного извлеченного здания для общественных собраний и советов - возник уже в Греции в III ст. к н.э. Базилика сводилась в центре древнеримских городов. Здесь отправлялось судопроизводство, укладывались торговые соглашения, кроме того, горожане приходили сюда провести время. Базиликой называют также христианский храм, который композиционно следует римскому прототипу. В Риме базилики располагались обычно возле форумов и появились, очевидно, в 2 ст. к н.э. (базилика Порция, 184 г. к н.э.). С этих пор и к началу 4 ст. н.э. (базилики Максенция - Константина в Риме, 307-313 гг.) они сводились на всех покоренных римлянинами территориях. Когда после издания в 313 г. Миланського эдикта о веротерпимости христианам было разрешено открыто исповедовать свою веру, базилики послужили прототипом для сведения христианских церков.

Древнеримская базилика имела четко выраженные особенности в плане. Перекрытие широкого среднего нефа покоилось на двух рядах колонн (или стовпив), по сторонам к нему примыкали один или несколько боковых нефов, которые также опирались на колоны. Нартекс, или вестибюль, был один на все нефы. На противоположном конце среднего нефа находилась алтарная часть, или вима, где был жертвенник с нишеобразною апсидой за ним. В базиликах, которые служили домами судов, судопроизводство отправлялось именно в алтарной части, здесь имелись кресла для судей, судейских чиновников и адвокатов ведущих иск сторон. Публика следила за ходом рассмотрения, стоя в нефах.

Когда в 4 ст. христиане сделали базилику местом богослужений, оказалось, что ее внутреннее устройство целиком подходит для осуществления церковных обрядов. Жертвенник пересвятили, епископ занял место судьи, а пресвитеры - места вокруг. Прихожане заполнили нефы, которые отделялись теперь от передалтарной части низким парапетом, который со временем превратился в алтарный барьер. В скором времени, однако, введение процессий с писньоспивами, что выполняются в начале и конце службы при входе и выходе духовенства, привело к тому, что для них стали использоваться боковые нефы. Нартекс оставался единственным местом в церкви, куда допускались люди, на которые была наложена епитимья, а также готовятся принять крещение. Со стороны алтарной части средний неф обычно завершался аркой, чаще всего чудесно украшенной (иногда ее называют триумфальной аркой). Так, постепенно, все элементы язычной базилики наполнялись христианским змистом.

Одной из наибольших в Риме была базилика Ульпия, построенная архитектором Аполлодором Дамаскским для императора Траяна бл. 107-113 гг. Весь форум Траяна композиционно строился вокруг базилики Ульпия. Ее фасад (длинная сторона этой базилики) выходил на большую площадь, посреди которой была сооружена конная статуя императора. Дом (размером 117 г на 55 г в плане) имел всего 5 нефов; обе торцевые стороны заканчивались екседрами (большими полукруглыми помещениями) с алтарями и местами для судей и советников. За базиликой Ульпия размещались дома двух библиотек, для греческих и латинских книг, между которыми поднималась знаменитая мемориальная колонна Траяна. интерьеры базилики были замечательные, их украшали ряды колонн со стволами из красного египетского гранита, увенчанные беломраморными капителями коринфського ордера. Оконные прорезы над колоннадами в верхней части стен среднего нефа разрешали свету проникать внутрь. Перекрытия были деревянные, балочные.

На родине Септимия, в Лептис Магне (Северная Африка), была построена базилика, которая отличалась от всех бывших особым замыслом и роскошью обработки. На узких сторонах, восточной и западной, у нее были две полукруглые ниши - апсиды. Образующие их резные пилоны (столбы) посвящались Дионису и Гераклови и были украшенные сценами их подвигив.

До конца III столетие в Риме настала временная ремиссия. Императорская власть отчасти окрепшая, обстановка чуточку налагодилася. Со всех сторон столицу империи теснили варвары, и наиболее важными архитектурными сооружениями стали крепкие оборонительные стены, среди которых особое место занимала стена Аврелиана.Император Диоклетиан, что правил на рубеже III - IV столетий, уже редко бывал в Риме. Его резиденцией была Салона, город в восточной Адриатике. Диоклетиан сделал важный шаг к укреплению империи, проведя ряд реформ, усилив государственную бюрократию и систему стягивания налогов. О характере его времени красноречиво говорит построенный в Салоне дворец. Обнесенный могущественной крепостной стеной с башнями, с выходами к морю, четко распланированный, он был похож скорее на военный лагерь. Однако в нем были и жилые здания, и хозяйственные службы, и мавзолей, и храм, и парк. Он был удобен для жизни: Диоклетиан, добровольно склавший из себя власть 20-после ты лет правления, даже разводил там овощи. Но все-таки в этом дворце не ощущается бывшей воли. ЕСТЬ в нем особая строгость и обусловленность в соподчинении всех частей, близкая дворцам будущих византийских императорив.

Большая империя идет до конца, когда на трон садится Константин, первый император, который официально принял христианство. Античная религия окончательно сжила себя.