Архитектура старинного Риму


В эпоху республики, особенно в V-II ст. к н.э., храм - основной тип общественного здания. Он сложился постепенно в результате скрещивания превосходящих местных италийсько-етруських традиций из греческими, приспособленными к местным условиям. Строились круглые и четырехугольные псевдопериптери с входом лишь из главного фасада. Круглый храм - моноптер состоял из цилиндрической основы, окруженной колоннадой. Вход был по етруському обычаю с одной, торцованной, стороны.

Архитектурная типология храма Юпитера Капитолийского в Риме из целлою и нависающей над ней кровлей, очевидно, принадлежит к зданиям этрусков. До трех греческих ордеров римлянины прибавили тосканський, что представляет собой немного упрощенную версию дорического, и композитный, в котором соединенные черты ионического и коринфського ордеров. Римлянины внесли и некоторые изменения в самые ордера, например у римских дорических колонн появились базы. В целом римские прямоугольные в плане храмы подобные грецьким.

Круглый храм Сивилли ( Вести ли) в Тиволи (I ст. к н.э.), под Римом, окруженный коринфськими колонами. Фриз украшен рельефами с изображением традиционного римского мотива - бычьих черепов, «букранийв», из которых свисают трудные гирлянды. Это был символ жертвоприношения и памяти. Ордер в таких храмах отличался твердостью рисунка и суховатостью: колоны утратили присущий им в Греции пластичность. Греческий круглый периптер обычно имел ступенчатое основание и был рассчитан на круговой обзор. Храм Сивилли в Тиволи, как и етруськи храмы, объединяет фронтальную строго симметричную продольную осевую композицию и круглую. Ось храма подчеркнута парадным входом с расположенными перед ним ступеньками, дверью и окнами. Массивная, со сводчатыми пролетами основа храма в Тиволи создает переход от каменного обрыва скалы, что он живописно завершает, к утонченной круглой ротонде коринфського ордера с легким фризом из гирлянд. Поднятый на высокую основу, гармоничный по пропорциям, со стройной и строгой колоннадой, наполненной светом, храм доминирует в пейзаже. Его спокойные гармоничные формы контрастируют с бушующим каскадом водопада.

Прямоугольные римские храмы также отличались от ордерных греческих, как показывает хорошо сохраненный храм Фортуны Вирилис на Бычьем форуме в Риме (I ст. к н.э.) - уникальный образец раннего завершенного римского храма типа псевдопериптера с замкнутой фронтальной осевой композицией. Греческий периптер в ней расчленен на открытый со всех сторон глубокий передний портик и целлу, окруженную полуколонами, которые сливаются со стеной. Акцентируя главный фасад портиком со свободно стоящими колонами и парадными востоками входа, архитектор объединил его из замкнутой целлою ионическим ордером. У него тоже вход лишь с одной стороны, ионические колоны завершаются капителями скромного рисунка. Фронтон совсем «негреческий», без скульптур внутри его тимпана и с богатыми, строго начерченными профилями.

Замечательные римские мосты I ст. к н.э. Так, мост Мульвия кроме его практических достоинств (он простоял более двух тысяч лет) отличается выразительностью образа. Мост как бы опирается на воду полукружиями арок, сопротивления между которыми для облегчения веса прорезанные высокими и узкими прорезами. На арках сверху лежит карниз, который прибавляет моста особую законченность. Мост словно шагает от берега до берега непрерывно йдучими арками: он динамический и одновременно стойкий.

Своеобразность римской архитектуры обозначилось в создании нового типа частного жилого дома богатых землевладельцев, торговцев, ремесленников. Римские особняки - это большей частью одноэтажные дома, в которых безветрие семейного быта соединялось с приспособленностью к деловой жизни.Частично внешний вид римского города можно представить на примере Помпеев - итальянского города, который вместе с городами Геркуланум и Стабий погиб в 79 г. н.э. в результате извержения вулкана Везувий. Похороненный под пеплом город случайно нашли при строительстве водопровода в XVII ст. С 1748 г. к нашим дням продлеваются его раскопки. Город мало регулярный планирование. Прямые улицы обрамлялись фасадами домов, внизу которых были устроенные лавки-таберни. Большой форум был обнесен прекрасной двухэтажной колоннадой. Там находились святилище исиди, храм Аполлона, храм Юпитера, большой амфитеатр, построенный, как и у греков, в естественном углублении. Рассчитанный на двадцать тысяч зрителей, он значительно превосходил нужды жителей города и назначался также для приезжих (население Помпеев составляло не более десяти тысяч человек). В городе было два театра.

Замечательные помпейськи дома - «домуси». Это были прямоугольные сооружения, которые тянулись вдоль двора, а на улицу выходили глухими торцевыми стенами. Главным помещением был атриум (от лат. atrium - «закопченный», «черный», т.е. помещение, которое почернело от копоти), что выполнял священную функцию. Рифм при основе имел в самом центре культовую яму - «мундус», куда все жители бросали плоды и горсть земли со своей старой родины. Приоткрывалась она лишь один раз в год - в день Подземной богини или не приоткрывалась совсем. Каждый дом повторял эту модель: в атриуме часто было отверстие в центре крыши - комплювий. Под ним находился бассейн для сбора воды, близкий к мундусу, - имплювий. В целом атриум выполнял функцию «мирового столба», что связывал каждый римский дом с небами и подземным свитом. Не случайно в атриуме стояли все важнейшие вещи: трудный сундук с семейными ценностями, стол типа жертвенника и шкаф для сохранности восковых масок предков и изображений добрых духов-заместителей - ларив и пенатив.





Вернуться назад