Архитектура старинного Риму


Римлянины впервые стали строить «типу» города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярных улицы - карда и декуманум, на перекрестке которых сводили центр города. Городское планирование подчинялось строго продуманной схеме.

Практический состав римской культуры обозначался во всем - в трезвости мышления, нормативном представлении о целесообразном миропорядок, в скрупулезности римского права, которое учитывало все жизненные ситуации, в тяготении к точным историческим фактам, в высоком расцвете литературной прозы, в примитивной конкретности религии.

В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла архитектура, памятники которой и теперь, даже в руинах покоряют своей мощью. Римлянины положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, что воплотили идеи могущества государства и были рассчитанные на огромное количество людей.Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштаба строительства. Римлянины ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж. Красота и мощь римской архитектуры раскрываются в умной целесообразности, в логике структуры сооружения, в художественно точно найденных пропорциях и масштабах, лаконизме архитектурных средств, а не в пышной декоративности. Огромным завоеванием римлянинов было удовлетворение практических бытовых и общественных нужд не только господствующего класса, но и масс городского населения.

История Риму делится на два этапа. Первый - эпоха республики, - наставша в конце VI ст. к н.э., когда из Рима были изгнаны етруськи цари, и длился к середине I ст. к н.э. Второй этап - имперский - начался правлением Октавиана Августа, перейшовшого к единовластию, и длился к IV ст. н.э. [2, c. 102-103]

РАЗДЕЛ 2

АРХИТЕКТУРА ВРЕМЕН РЕСПУБЛИКИ

Начало древнеримского искусства относится к периоду республики (конец VI - середина I ст. к н.э.). Оно достигло расцвета в период образования мирового рабовладельческого государства, разнородного в этническом и социальном составе, сложной по хозяйственной и общественной организации.

Нужды римского общества породили много типов сооружений: амфитеатры, термы, триумфальные арки, акведуки и др. На римском грунту получили новое архитектурное решение дворцы, особняки, виллы, театры, храмы, мосты, надгробные памятники. Рационализм, который лежит в основе римской архитектуры, оказывался в пространственному розмаси, конструктивной логике и целостности гигантских архитектурных комплексов, строгой симметрии и четкости.

С распространением римского господства на Грецию и эллинистические государства у Рифм проникли утонченность и роскошь эллинистических городов. Приток богатств из завоеванных стран на протяжении III-I ст. к н.э. изменили натуру римлянинов, порождая среди господствующих классов расточительство. Ввозились в огромном количестве знаменитые греческие статуи и картины греческих мастеров. Римские храмы, дворцы превратились у своего рода музеи искусства.

Увлечение греческим искусством проявилось прежде всего в обращении к ордерной системе. В то время как в греческой архитектуре ордер играл конструктивную роль, в Риме он использовался главным образом в декоративных цилях.

Опорные функции в римской архитектуре выполняла обычно стена. Римлянины изобрели бетон - важнейший строительный материал, с помощью которого закрепляли строящиеся здания. Они открыли новый способ сведения домов - оболочковый^-оболочковый-монолитно-оболочковый вместо овражной-стоечно-балочной системы. При овражной-стоечно-балочной системе, как поняло из названия, основу конструкции составляют две стойки, на которые лежит горизонтальная балка. Основу монолитно-оболочковой системы составляют две узкие кирпичные стены, между которыми залитый битый щебни с бетоном, извне они облицовывались мрамором или другими породами каменьев. Преимущества новой системы строительства видные и сейчас: от многих греческих храмов с их колонами, на которые лежат перекрытия и фронтоны, осталось по 2-3 колона, много же римских зданий дожили к нашим днив.

Большое место принадлежало арке, которая опиралась на массивные столбы. Колоны не могли нести на себе нагрузка многоэтажных сооружений со сводчатыми и купольными перекрытиями и лишь в аркадах сохраняли конструктивную роль, причем чаще применялись заимствованный у греков пышный коринфський ордер и строгий тосканський, унаследованный от етрускив.





Вернуться назад