Архитектура старинного Риму


РАЗДЕЛ 1

Общая характеристика архитектуры Старинного Риму

Архитектура, или зодчество,- искусство строить дома и их комплексы, предназначенные для повседневных запросов частной, общественной жизни и деятельности людей. Любой дом укладывает в себе жизненно необходимое пространственное ядро - интерьер. Его характер, выраженный во внешней форме, определенный назначениям, условиями жизни, потребностью в удобстве, в пространстве и воле движения. Связанная в своем развитии с постоянно непостоянными материальными потребностями человека, с развитием науки и техники, архитектура есть одной из форм материальной культуры.

Вместе с тем архитектура - один из видов искусства. В художественных образах архитектуры отбиваются и порядок общественной жизни, и уровень духовного развития общества, и его эстетичные идеалы. Архитектурный замысел, его целесообразность раскрываются в организации пространств интерьера, в группировке архитектурных масс, в пропорциональных отношениях частей и целого, в ритмическом порядке. Соотношение интерьера и объема здания характеризует своеобразность художественного языка архитектуры.

Большое значение имеет художественное оформление внешнего вида зданий. Как ни один другой вид искусства, архитектура постоянно влияет своими художественными и монументальными формами на сознание массы людей. Она открывает своеобразность окружающей природы. Города, подобно людям, имеют неповторимое лицо, характер, жизнь, историю. Они повествуют о современной жизни, об истории поколений.Многообразие общественных потребностей человека рождает разнообразие типов архитектуры: жилой, общественно-гражданской, промышленной. Градостроительство учитывает характер местности, экономики, условия транспорта, размещение населения. В периоды художественного подъема архитектура гармонически развивается в содружестве с другими видами искусства. Скульптура, живопись, декоративные искусства воплощают в конкретных образах идеи, заложенные в сооружении. И архитектура и изобразительное искусство обогащают друг друга в этом синтезе.

Под Древним Римом имеется в виду не только город Рифм античной эпохи, но и все завоеванные им страны и народы, которые входили в состав колоссального Римского государства - от Британских островов к Египту. Римское искусство - высшее достижение и итог развития древнего искусства. Его создавали не только римлянины (или италики), но и древние египтяне, греки, шины, жителе Пиренейського пивострова, Галлии, Древней Германии и другие народы, покоренные Римом, которые когда-то стояли на более высокой стадии культурного развития. Римское искусство сложилось на основе сложного взаимопроникновения самобытного искусства местных итальянских племен и народов, в первую очередь могущественных этрусков, владельцев древней высокоразвитой самобытной художественной культуры. Они познакомили римлянинов с искусством градостроительства (разные варианты зводив, тосканський ордер, инженерные сооружения, храмы и жилые дома и др.), настенной монументальной живописью, скульптурной и живописным портретом, который отличается острым восприятием натуры и характера.

В художественном мастерстве, безусловно, властвовала древнегреческая школа, зато на формы искусства в каждой провинции Римского государства влияли местные традиции. Особенно большой вклад у создание римской культуры внесли греческие колонисты в Южной Италии и Сицилии, их богатые города были центрами научной жизни и художественной культуры античности.

Широта градостроительства, которое развивалось не только в Италии, но и в провинциях, отличает римскую архитектуру. Восприняв от этрусков и греков рационально организованное, строгое планирование, римлянины усовершенствовали его и воплотили в городах большего масштаба. Эти планирования отвечали условиям жизни: торговли огромного размаха, духа военщины и суровой дисциплине, тяготению к видовищности и парадности. В римских городах в известной мере учитывались нужды свободного населения, санитарные нужды, здесь сводились парадные улицы с колоннадами, арками, монументами.

Римская архитектура не может уравняться в художественной обворожительности с греческой, но она грандиозная, очень эффектная и по своей инженерно-строительной технике идет далеко вперед от простой балочной конструкции греческого храма. В ней впервые появляется конструкция зводив. Типы римских сооружений разнообразные, светские не менее значимые, чем культу, и многие из них утвердило в мировой архитектуре на столетие. Это, например, тип базилики со сводчатым перекрытием, который в результате лиг в основу христианских церквей (в Риме базилика была светским сооружением); это мощные акведуки - многоярусные каменные мосты, которые несут водопроводные трубы; это пышные триумфальные арки, которые сооружали в честь военных побед. В и и ии ст. были построены знаменитый Колизей - амфитеатр, который помещал десятки тысяч зрителей, где проходили гладиаторские бои и травли животных, и грандиозная купольная ротонда - Пантеон, “храм всех богов”, в котором впервые образный акцент был перенесен из внешнего вида на внутреннее пространство храма.





Вернуться назад