Архитектура и строительство 15-16 ст. в Украине


Острожских следует вспомнить также сооруженную коштом гетмана Большого княжества Литовского К. И. Острожского на знак благодарности за победу в битве 6 с московскими войсками под Оршею в 1512 г.

Тройцьку церковь в Вильнюсе. Сооруженная 1542 г. Николаевская церковь Милецького монастыря фундаций князей Сангушкив вообще подражает зимненський Успенский храм. За письменными источниками к ним может быть добавленная построенная незадолго до 1545 г. церковь Святого Дмитрия на территории Окольного замка в Луцке (остались фундаменты). Короткий перечень строящихся церквей Волыни перед середины XVI ст. можно расширить также за счет Спасопреображенськой церкви в Старике Збараже, замененной новым храмом 1600 г.На территории Подолья из рассматриваемого времени известно лишь несколько образцов строящейся церковной архитектуры. Центральное место среди них занимает сооруженная 1476 г. уникальная на украинских землях за характером церковь Покровы Богородицы в Суткивцях. В плане она демонстрирует чотириконх с квадратной центральной частью, декорированной наружу готическими ступенчатыми щипцами-фронтонами (утраченные при перестройке конца XIX ст.). В интерьере церковь распределена на два этажа, нижний и высший, имеет посредине не известный в украинском строительстве опорный столб, который есть еще одним доказательством деятельности в Суткивцях мастера западной строительной школы. На него указывают и готические зирчати своды нижнего этажа в башнях. Оборонительный характер сооружения подчеркивают массивные стены, небольшие окн-бойницы и прежде всего сплошной венцов бийниць-машикулив в завершении стен. Суткивська оборонительная церковь - яркое порождение специфической подольской исторической ситуации - такого акцентирования оборонительных элементов в строящихся церквях в Украине нигде больше нет. Для Подолья же это явление более широкого характера, на что указывает на несколько десятилетий раниша Покровская церковь в Шаривци.

Если суткивська оборонительная церковь имеет целиком уникальный характер, то приземистых пропорций одноверха Тройцька церковь в Зинькови (1521) с гранеными апсидой и бабинцем есть традицийниша, сомкнутый пирамидальный свод ее нави навязывает к репертуару форм деревянного строительства.

Итак, на территории Волыни и Подолье за сто лет перед серединой XVI ст. сооружен ряд строящихся церквей, которые, вопреки немногочисленности, указывают на вообще весомые позиции строящегося церковного строительства, которые вытекали прежде всего из активной учредительской деятельности местной феодальной элиты. Вне Волыни и Подолья в западноукраинском регионе выступают лишь одиночные целиком обособленные примеры строящегося церковного строительства. В Льве, как думают, 1519 г. коштом князя К. И. Острожского, перестроечный церковь Онуфрийвського монастыря. В Галиче в начале XVI ст. из материалов разрушенного Успенского собора возле его руины построены одноверха Успенскую церковь (завершение со временем переработано).

В Перемишли после 1535 г. на территории отданной под юрисдикцию местного православного епископа участка Владиче на средства кузнеца Кузьмы сооружено новый строящийся кафедральный собор Рождества Иоанна Предтечи (разобранный в XVIII ст.). Как свидетельствует его изображение на гравюре с видом города начала XVII ст., это было сравнительно небольшое за размерами сооружение с двухскатной кровлей, увенчанной сигнатуркой. Ярко выраженный готический щипець на фасаде дает основания догадываться, что собор строил кто-то из действующих на местном грунту строителей западной традиции, и видеть в нем еще один из примеров распространения влияния мастеров европейского происхождения на украинское строящееся церковное строительство. Из церковного строительства перемишльського круга следует также вспомнить перестройку на изломе XV - XVI ст. давней монастырской Онуфрийвськой церкви в Должности Риботицький. В ходе этих работ, в частности в интерьере храма, появилась строящаяся перегородка, которая отделила алтарную часть от нави.

Несмотря на целый ряд строящихся храмов, строящееся церковное строительство вообще занимает скромнише место в эволюции украинской церковной архитектуры, которая в этом направлении целиком выразительно переживала замедление развития.

Обратной стороной указанного процесса выступает активное распространение деревянного церковного строительства, которое однозначно занимало доминирующие позиции в тогдашней храмовой архитектуре. Это явление даже набрало своеобразной канонизации в церковной традиции, войдя как очевидная норма к тогдашней церковной литературе. Так, например, Киевский евхологион начала XVI ст. в чини святительской службы на закладку церкви обращается к практике сооружения именно деревянного храма.

На рассматриваемый период, особенно первую половину XVI ст., приходится значительное развитие деревянного храмового строительства, прежде всего в связи с активным заселением горных районов Карпат, однако аутентичных образцов деревянного церковного строительства перед середины XVI ст. к нам так же не дошло. Распространенные в литературе даты 1502 и 1510 сооружение Юрийвськой церкви в Дрогобыче и Вознесенской в Улючи и Благовещенской церкви в Ковели (1505) не имеют под собой убедительного грунта, поэтому не могут восприниматься иначе, как апокрифические. Не может подлежать сомнения, которые отдельные характерные особенности деревянного церковного строительства перед середины XVI ст. вцилили в некоторых памятках более поздний времени, тем не менее нынешний более чем скромное состояние исследования его наследства не дает возможности вести речь о конкретных отображениях ранних традиций. Источники указывают на распространение деревянных церквей на территории замков татарского пограниччя - вплоть до упомянутых четырех храмов в Киеве.Поздняя готика. В истории храмового строительства западной традиции на украинских землях середина XV - середина XVI ст. выступает прежде всего как заключительный этап развития готического стиля. В Льве, который и дальше оставался главным центром его распространения на украинских землях, он ознаменовался завершением свыше столетних работ над сооружением кафедрального костела, на ускорение которых не повлияло даже подъема храма к рангу архиепископского 1414 г. Интереснейшими виднотованими в источниках строителями немецкой традиции выступают Йоахим





Вернуться назад