Архитектура как профессия


Становление профессии в период Возрождения связывалось с возникновением черчения как специфического изображения будущего сооружения. К этому мастер оперировал макетом, который детально изображал будущий дом, или простоя первичной схемой, которая базировалась на известном прототипе. Так, еще первый архитектор Возрождения Ф.Брунеллески руководил строительством Воспитательного дома в Флоренции лишь с помощью устных указаний строителям из ссылку на известные здания такого же назначения. Детальные рисунки были выполнены им для новообразованных галереи, колоннады и декоративных медальйонив.

Возрождение совершенствует проект, требуя от него точности. Черчение стало для этого важнейшим средством. Оно совершенствовалось, становясь изображением с точно заданным масштабом и отметками высот. Появились такие виды архитектурного черчения как обмеры, план, сечение, ортогональная проекция (фасад) и перспективное изображение. Однако неумение заказчика читать черчение требовало и возвращение к макету. Но этот макет делался столярами не непосредственно по словам архитектора, а таких, которые уже были в возможности прочитать черчение. Известными есть макеты Брунеллески купола и фонаря собора Санта Мария дель Фиоре в Флоренции.

В период Возрождения состоялся переход профессии от технолога-строителя до чертежника. Самое умение грамотно выполнить черчение (а не практическая деятельность) отличало профессионала архитектора.Первые архитекторы Возрождения сначала владели другим искусством. Брунеллески и Микелоццо, два основатели флорентийской архитектуры Возрождения, получили образование ювелиров. Цеха ювелиров принадлежал и Леонардо да Винчи, который посвятил много соображений архитектуре. Это не случайно. Ювелирное мастерство у Средневековье было одним из основных видов искусства и нуждалась во владении черчением и привычки скульптора. Умение чертить отдалило архитектора от его предтечи - каменщик^-каменщика-мастера-каменщика и приблизило к художнику, инструментом которого тоже был карандаш и чертежные инструменты. С XV ст. наименование «инженер», распространенное в средние возрасты в Италии, заменялось словом «архитектор», в котором видели именно художника. И как художник подписывал картину, архитектор ставил свое имя на сооружении, которое он создавал. Новая роль черчения и теоретической мысли отодвинула практический опыт на задний план. Характерно, что в настоящее время в профессию приходили люди, которые не умели строить. Так гениальным дилетантом был аристократ из Флоренции выдающийся теоретик архитектуры и автор многих зданий Альберте.

Профессия все больше шла от естественной среды. Эта тенденция архитектуры соотносилась с философией Возрождения, с идеей титана-личности-титана, который превратит окружающий мир. Характерным примером является монастырская часовня Тимпиетто архитектора Браманте, которая своим центризмом будто противодействует сложной средневековой среде монастыря.

Однако в этот период еще сохранялась чувственность живого начала. В черчении еще видели рисунок, близкий к рисунку художника. В архитектуру пришли художники: Рафаэль, Бальдассаре Перуцци, Браманте, Джулио Романо, Виньйола и скульпторы: Микеланджело, Пьетро Ломбардо, Микелоццо, Якопо Сансовино и др. Именно с переходом в сферу искусства архитектура как вид деятельности получила высокий статус, а профессия архитектора стала «благородной».

Современная проблема профессии заострилась в XIX ст. в связи с развитием техники строительства. Архитектору понадобились значительные инженерные знания. Развитие городов нуждается в от архитектора специфических знаниях из области транспортный^-транспортных-транспортных-инженерно-транспортных мереж, социальных, экономических та других проблем города. Профессионала архитектора начинают готовить два типа учебных заведений - художественные и технические. На рубеже XIX и XX ст. даже возникает специальность инженер-архитектор, который противостоит художник^-художнике-архитектору-художнику.

3. Специфика архитектурной профессии

Выдающийся французский архитектор ХХ ст. Жорж Кандилис определил сущность архитектурного творчества как деятельность «для человека». У задачу этой деятельности он уключив не только создание среды, комфортного физиологически, но, прежде всего, комфортного духовно .

Такое понимание архитектуры утвердил в нем Ле Корбюзье. Молодым студентам архитекторам «Ле Корбюзье указал пути продвижения к новому в архитектуре, новые материалы архитектуры.

Это были не только камень, бетон, кирпич, дерево или металл, но главным образом Пространство - Зелень - Солнце!

... Он перенес нас с вузькоматериального восприятие архитектуры во всеобъемлющее, изменив и подняв духовное содержание архитектурного творчества...





Вернуться назад