Городские ратуши


Неотъемлемым атрибутом галичских городов, которые имели привилегии маґдебурзького права, были ратуши. На объемно-пространственное формирование этих сооружений влияли архитектурные стили, строительный материал, середовищний контекст, символические и идеологические параметры города и государства вообще. Архитектурные стили в истории соотносятся с периодической последовательностью качественных изменений, большинство из которых возникшая все-таки вследствие революций, войн и внешнегосударственной экспансии. Выбор строительного материала, из которого сводились ратуши, зависел от административно-политического статуса города, его экономического и стратегического потенциала. Середовищний контекст был компликативним продуктом двух измерений - пространства и времени.

Ратуши отличались среди другой застройки города, ведь в них располагалась городская власть - один из основных факторов влияния на формирование целого образа сооружения. Потребность в таких зданиях имеет глубокие корни, еще в античной Греции сводили - buletorion, а в Риме - kuria. В Европе старейшие средневековые ратуши начинают строить в Хии ст. и для этого выбирают символические места - преимущественно в центре города, посреди рыночной площади, иногда в одной из ее сторон. Ратуши были преимущественно прямоугольный в плане. Архитектурное решение фасадов было монументальным, почти всегда с башней и часы. Башня была встроена в объем здания или свободно располагалась рядом. Набор помещений состоял из залы совещаний городской власти, судебной палаты, дежурки городского караула, тюрьмы в пивницях, купеческих магазинов и т.п.. Рядом с ратушей сводили разные сооружения торгового назначения: сукенници, купеческие магазины и т.п.. Архитектурные формы ратуши изменялись вдоль столетий соответственно развитию искусства - от суровых средневековых оборонительных зданий к репрезентацийних много украшенных фасадов, взорованих на благородные палаццо.

Моделирование функционального пространства ратуши и ее внешнего образа определялось идеологическим направлением. Изменения идеологии или ее модификация прямо пропорционально влияли на главное административное сооружение города. Первично, на началах локации города, место под сооружение ратуши выбиралось посреди рыночной площади, с удобными коммуникационными соединениями. Горизонтальные габариты определялись размером площади, статусом города и его влиянием на политику в регионе. Архитектурное решение фасадов зависело от времени строительства, а их изменение - от политического устройства или принадлежности к определенному государству. Итак, сооружение ратуши было в просторные города, региона и отдельного государства определенным символом. Этот символ имел важное значение для формирования мещанской и национальной идентичности, так вот вмешательства у образ ратуши могло послужить причиной изменения общественных настройв.

Для Галиции и в частности процесса формирования ее городской культуры значения ратушей к сегодня не полностью осмысленное и оцененное. Архитектурный образ ратушей имел влияние не только на формирование идентичности, но и на художественную ценность целого ансамбля города.

Об идеологической подпочве архитектурного образа ратушей свидетельствует тот факт, который во время учреждения города Станиславова (современный Ивано-Франковск), в центре рыночной площади был сведен дом ратуши. Основатель города Андрей Потоцький уже в 1662 году удостоверил о своем намерении построить ратушу, а в 1666 году она стояла построенная из дерева [1]. Формирование оборонительных укреплений города, сакральных и дворцовых объектов, жилой застройки еще не было завершенным, а сооружение ратуши уже стояло. В ней содержался городской суд и маленькие магазины. Первая деревянная ратуша была, вероятно, временным сооружением, поскольку уже в 1672 г. Ульрих фон Вердум отмечает, что она сведена из дерева и каменья [2]. Очевидно, речь идет об укреплении ненадежного, нашвидкуруч построенного деревянного здания или сведение целиком новой. В конце концов, уже в конце XVII ст. за проектом К. Бенуа, сводится новая ратуша, взорована на трактате Себастияно Серлио [3]. Такой подход к созданию образа свидетельствует, что здание ратуши в Станиславови требовалась нужна лишь для того, чтобы служить для расположения городской власти, но и презентовать его европейськисть, аристократизм и образец для городской застройки вообще. Отход Галиции к Австрии определил новую эпоху в эволюции ратуши в Станиславови, которая в ХиХ ст. изменяется из крестовой в плане на удлиненную прямоугольную, с двумя краеугольными резалитами и портиком главного входа. Архитектурное решение этой ратуши констатировало приход идеологии нового государства и нового управления городом. Старая ратуша XVII ст. через политические и культурные факторы могла отрицательно повлиять на формирование идентичности мещан Станиславова. Новую же сооружение было решено так, чтобы ее архитектура превзошла предыдущую и довела свою большую художественную стоимость. Идеологическое «конструирование» ратуши в Станиславови продолжилось после Первой Мировой войны.

Отход Галиции к Польской Республике предопределяет следующее изменение архитектуры ратуши. Была возвращена идея крестового плана и модернизовано фасадный вистрий с целью засвидетельствования новой идеологии.Теперь следует указать, что старая ратуша в Станиславови была второй за временем сооружением после ратуши в Гусятине, сведенной в первой половине XVII ст. [4]. Собственное интенсивное экономическое развитие города определило сведение ратуши, которая к тому времени своим новаторским планировочным решением превосходила такие самые сооружения в соседних городах. Гусятинська ратуша была построена из тесанного камня, а в идейную концепцию план заложен форму чотирираменной звезды. Каждое из рамен звезды було шестибичним домом. Рамена примыкали к восьмигранной центральной части с четырьмя воротами. Ратуша имела широкие перекрытые сводам пивници, которые в период расцвета города служили за составы товаров, привезенных из других краев [5]. Несмотря на турецкую оккупацию в 1672-1683 гг., ратуша сохранилась к середине ХХ ст., после боевых действий Первой мировой войны она была повреждена и в 20-х годах ХХ ст. частично отстроенная [5]. На территориях Восточной Европы было лишь две ратуши с центричною композицией планов - в Гусятине и в Станиславови. Пока что не установлен автор гусятинськой ратуши, которая была сооружена раньше и архитектурная идея которой, очевидно, повлияла на принципы решения Станиславивськой ратуши. Такая взаимосвязь презентует уровень политического и общественного сознания, которое основывается на совокупности образа и идеи, а также единой европейской пространственной ойкумены. В XVII ст. ратуши центрически-композиционной формы отображали мировоззрение и идеологию пор Ренесанса. К сожалению, эти объекты не существуют, а исследование их архитектуры объясняет формирование политической программы городской власти.





Вернуться назад