Методы архитектурного проектирования (за Б.Г.Бархиним)


При оптимальном проектировании можно вычленить шесть основных фаз, в трех с который принимает участие проектировщик. Эти фазы носят творческий характер. В первой фазе разработки программы-стратегии творческая задача состоит в постановке конечной цели, выборе критерия оптимальности и в установке дисциплинирующих условий. Во второй фазе формализации творческим есть разработка информационной модели объекта, т.е. описание наиболее важных его сторон и обозначение объекта через определенное количество независимых и зависимых переменных. Эта фаза является основой для третьей фазы - составление алгоритма и запись в виде оперативной блок-схемы графической структуры алгоритма. Третья фаза и четвертая - отладка программы и пятая - счет и обработка результатов - выполняются специалистами-операторами. Машина дает разнообразное решение, которое лежит в русле норм; критику-эксперту предоставляется ответственная задача оценки и выбора из этих вариантов того, который наилучшим образом отвечает конкретной задаче. В этом составляется заключительная стадия, которая проходит при непосредственном участии дипломанта-автора. Полученные оптимальные решения выражаются на всем множестве допустимых состояний объекта с точки зрения одного избранного критерия оптимальности. Для того чтобы сделать комплексную оценку, учесть значение второстепенных факторов, осуществляется машинное имитирование проектирования которое во многом повторяет логику действий проектанта, когда он ищет оптимальный ответ методом «последовательных уступок». - комплексной оценки по принципу «теряя в одном, выигрываем в другом».

Рядом с указанными общими методами в проектировании применяется ряд отдельных локальных методов:

метод «проб и ошибок»; составляет основу первичного эскизирования (см. 2.5);

метод теории графов; используется для изображения проектной ситуации (см. 3.4) и для передачи информации ЭВМ (см. 4.4).

метод «последовательных уступок и приближений»; составляет содержание проектирования в стадии творческой разработки (см. 2.6) и применяется при оценке результатов обработки алгоритма из комплекса критериев (см. 3.4);

метод рабочего макетирования; упроваджуеться на всех уровнях образования и на всех этапах проектирования (см. 2.7);

метод математического моделирования - основа оптимального проектирования (см. 4.4).

Литература

1.Архитектура. Короткий словник-довидник. /За общей редакцией А.П.Мардера. - К.: Строитель, 1995. - 334 с.

2.Бархин М.Б. Методика архитектурного проектирования в системе архитектурного образования: уч.-метод. пособие для архит. вузов и факультетов. - Г.: Стройиздат, 1969. - 224 с.

4.Пономарев Я. Психика и интуиция. - Г.: Политиздат, 1967.

5.Райт Френк Ллойд. Будущее архитектуры. Г.: Госстройиздат, 1960.

6.Симонов П. Роль эмоций в приспособительном поведении живых систем. //Вопросы психологии, 1965, № 4.

7.Выготский Л.С. Психология искусства. - Г.: Педагогика, 1987. - 344 с.

8.Фресс Поль, Пиаже Жан. Экспериментальная психология. - Г.: Прогресс, 1966.

9.Чепелюк Ю.В. Архитектурная композиция как выражение «целого»-«единого». -К.: НИИТИАГ, 2000. - 30 с.

10.Панова Л.П., Шубович С.О. Методические указания к изучению курса «Архитектура композиция. Композиция-восприятие». Часть 1. - Харьков: ХДАМГ, 2001. - 60 с.

11.Жмурко Ю.В., Панова Л.П. и др. Методические указания к изучению курса «Архитектурная композиция. Композиция-восприятие». Часть 2. - Харьков: ХДАМГ, 2002. - 60 с.





Вернуться назад