ДЕРЕВЯННАЯ АРХиТЕКТАР ПОКУТЬЕ


Деревянные строения других христианских культур сохранились в очень ограниченном количестве в Западной Украине.

ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА ПОКУТЬЯ

Покутье охватывает Коломийський, Снятинський, Городенкивський и немножко Косовського района.

Этим краем начали интересоваться исследователи еще в конце ХVии - поч. ХиХ ст. Сюда путешествуют не только географы, этнографы, а и писатели, поэты, художники, лингвисты, композиторы. Покуття - родина выдающихся людей. Здесь черпали вдохновения для творчества Иван Франко, Михаил Коцюбинский, Владимир Гнатюк, Василий Стефаник, Филарет Колесса, Игнат Хоткевич.

На Пруте, которое имеет интересную и захватывающую историю возникшая и развивается такая специфическая форма классовой борьбы крестьян, как карпатское опришкивство, здесь прославили себя легендарный народный мститель Алексей Довбуш, Василий Баюрак, Иван Бойчук.

Материалы об истории Покутья сводятся к своеобразным хронологическим записям. Некоторые свои разведки посвятил Покутью польский дворянский литературовед, фольклорист Вуйцицький.

В 50-х г. ХиХ ст. появляются исследование, где поднимаются вопрос, связанные с историей Покутья. Если в небольших разведках краеведов В.Поля и К.Видмана речь идет о гуцулах лишь в общем этнографическом плане, то в работе польского историка, известного археографа А.Бельовського “Покутье” встречаем ценные исторические факты об этих землях, в частности об опришкивський движении. С фактологичного стороны его исследования ценное тем, что автор, знаток архивов, ввел в научное обращение значительную часть документального материала. Ему удалось впервые проявить важные исторические источники о движении повстанцев, начала и середины ХVиии ст. - так называемые черные книги Станиславского городского суда. Именно на основе этих актов Бельовський и написал свою разводную “Покутье”.

В других тогдашних разведках авторы большей частью исследуют этнографию Покутья. В подорожных письмах русского ученого В.Кельсиева втор описывает покутську территорию.

Ценным источником истории и этнографии Покутье есть мемуары польского фольклориста Ю.Туринського, в которых он отобразил свои наблюдения от путешествия по Покутье в 80-х г.

Среди исследований Покутья второй половины ХиХ ст.. следует отметить монографию польского прогрессивного этнографа О. Кольберга, написанную н основе собранных им в 60-70 г. этнографических материалив.

Значительный вклад у исследование Покутья сделал известный украинский писатель и ученый, один из первых галичских просветителей, член “Русского Троицы” Иван Вагилевич.В 1957 г. в с. Заболотеви (Снятинський район) выявлено интересную письменную памятку. На церковному литургийные на деревянной доске размером 65х34 см наклеено бумага, где помещенная хроника. Эта своеобразная летопись названа - “Памятник списанный иереем Петром Ступницьким парохом в Брус турах”.

Итак, упомянутые и другие документы, несмотря на тенденциозный характер, дают возможность проследить за социально-экономической, культурной жизнью Покутянив.

Не смотря на войны, которые нанесли большой ущерб Покутський земле, горький край к этим порам скривае в себе большое количество художественных сокровищ. И наибольшей гордостью Покутья является народная деревянная архитектура. Недолговечность дерева была причиной того, что памятки деревянного зодчества радниших времен ХV ст. здесь не сохранилось. Несколько относят к ХVи ст., а сдача к ХVии - ХVиии ст.

Путешественник, который захотит поехать Покутье, пусть видкажеться от обычных представлений об архитектурных памятках - здесь он не встретит больших городов со значительными по мистобудивничому размаха ансамблей. Перед ним явятся вторые сооружения, скромные хаты и также скромные храмы. Неувядаемая красота, особое причарування простоты, поэтические черты заложенные в каждом памятнике. Неминуемая эстетичная ценность деревянного народного зодчества заключаеться усталость, что оно является живым примером воплощения истинно художественного искусства, присущего самой природе человека.





Вернуться назад