Методы архитектурного проектирования (за Б.Г.Бархиним)
6.Метод экспериментально-лабораторного проектирования
Экспериментальный метод включает в процесс работы над проектом научный анализ, метод соображений на основе научных данных и лабораторных (или натурных) исследований, служит целям разнообразного проектирования. Экспериментальный подход припускает четыре фазы:
первая фаза - наблюдение, которые разрешает обнаруживать важные факты и узнавать их; содержит восприятие и аналитический отбор;
вторая фаза - формулирование гипотезы о зависимостях, которые могут существовать между фактами. Творческая фаза опережает экспериментирование и содержит разработку предыдущих идей и концепций. Гипотеза, т.е. предположение о существовании какой-то зависимости между фактами, должна быть правдоподобной и доступной проверке;
третья фаза - экспериментирование в собственном смысле слова, цель которого - проверка гипотезы; припускает изучение объекта и лабораторную проверку на моделях;
четвертая фаза - обработка результатов, их интерпретация, объяснение и обобщение.
Направления экспериментальных поисков
В архитектурной науке рядом с точно установленными положениями являются дискуссионные проблемы, которые разрабатываются методом экспериментального проектирования. К наиболее сложным относится проблема будущего или постоянное развития городов. В проектах выдвигаются градостроительные гипотезы - ведется экспериментальный поиск форм будущего расселения - делаются предложения по пространственному планированию и решению города или его фрагментив.
Экспериментальное проектирование жилых комплексов охватывает проблемы пространства и времени. Исходя из анализа семейно-бытовых отношений, даются предложения по трансформации величины и формы квартиры во времени при изменении демографического состава для удобств проживания пожилых и молодых пар. Ведутся эксперименты по проектированию и модернизации устаревших конструктивных и пространственных решений в жилых, общественных и промышленных будивлях.
Метод оптимального проектирования
Сфера добавления идей, понятий и методов математических наук и современной вычислительной техники к области архитектурного проектирования все более расширяется.
Математические методы в творческом процессе архитектурного проектирования и конструирование представляются вспомогательными средствами познания. Кибернетические устройства моделируют механизм формальнологичного мышление, но задача интерпретации результатов машинной обработки остается за творческой личностью «оператора». Психофизиологические особенности человека разрешают ей оперировать с еще не целиком определенными идеями и проводить широкие аналогии и гипотезы.
Оптимальное проектирование припускает общее использование человека и машины в одной системе. Архитектор выступает как критик и эксперт, он привносит интуицию и опыт для принятия решений. Машина делает упорядоченный перебор вариантов, обрабатывает огромного объема информацию и подготавливает для архитектора обоснования решения. Такое обоснование припускает получение точной количественной меры (оптимальное решение) при определенных ограничениях (например, норм и правил) и критериях (например, экономики).
В подготовительной стадии проектирования может быть использовала машинная память, с целью использования в процессе ескизування необходимой и достаточной информации в дополнение к оперативной памяти проектировщика.
На стадии творческого поиска превалируют художественно-образная деятельность мышления, воображение и творческая интуиция архитектора-художника. Творческий поиск нового и постановка проблемы не моделируются с помощью машин и остаются за человеком.В стадии творческой разработки, когда раскрывается количественная и качественная сложность и взаимосвязь научных, технических и экономических проблем, могут быть применены компьютеры, которые моделируют, контролируют и ускоряют процессы архитектурного проектирования. При создании пространственных систем, которыми есть архитектурные объекты, неизбежно поднимаются десятки факторов, итак отбор оптимального варианта, оценка экономической целесообразности, конструктивной структуры может быть сделанная с помощью алгоритмизации и программирование,
Вернуться назад