Методы архитектурного проектирования (за Б.Г.Бархиним)


В условиях проектирования решается вопрос о связи «правил», данных в задаче на проектирование, норм и типичных решений с поиском художественного образа. Сложность проблемы заключается в соединении объективно рационального и индивидуального образа. «Правило» как сформированная усредненная схема построения объекта характеризуется как определенная «норма», что отмежевывает данный тип сооружения от множества других. Художественный образ дает одновременно «правило» и конкретный^-конкретно-конкретное-личностно-конкретное решение объекта в данной среде. В художественном образе раскрывается мера субъективной авторской активности относительно материала жизни.

Восприятие любого архитектурного произведения можно рассматривать как получение информации. Соответственно информационной теории эмоций, сообщение возбуждает положительные эмоции при условии, если прогнозируемый (предвиденный) содержание сообщения меньше того, который получает зритель действительно. Положительная эмоция эстетичного удовлетворения возникает, когда решение неожиданное и оригинально [П.В.Симонов].

Однако восприятие произведения искусства, в том числе искусства архитектуры отличается от восприятия повседневного объекта. Известный литературовед В.Б.Шкловський при изучении эмоционально-эстетичного восприятия художественного произведения в качестве важной составляющей части восприятия выделяет ощущение “затруднение” (“осложнение”). Оно представляется определенной остановкой, которая требует преодоления: «Приемом искусства является прием «остранения» вещей и прием затрудненной формы, увеличивающий трудность и долготу восприятия, так как воспринимательный процесс в искусстве самоцелен и должен быть продлен». Результатом напряженного преодоления есть эффект катарсиса - кульминации восприятия художественного объекта.

Индивидуализация художественного образа, его неповторимость является результатом взаемовидбиття содержания проектированного объекта и личности архитектора. Процесс художественного творчества и заключается в том, что архитектор проектирует познаваемый объект на себя, а содержание своей личности на объект, стараясь привести модель объекта в единство со своим жизненным и художественным досвидом.

С вопросом оригинальности художественного образа связанная проблема новаторства и преемственности. Способность к настоящему творчеству - новаторству, как к основе развития архитектуры - важнейшее задачи. «Защищая право на новаторство, я ссылаюсь на прошлое, что було моим суровым наставником и неизменно продолжает руководить мной... Уважение к прошлому органически присущая всякому, кто создает» [Ле Корбюзье]. Прошлое в архитектуре как объект изучения дает бесконечное количество архитектурных решений. Шедевры архитектуры и градостроительства дают поживу для соображений и стимулируют новые поиски вечных истин.

5.Метод проблемного проектирования

Проблемой в науке называется противоречивая ситуация, которая выступает в виде противоположных позиций в объяснении каких-нибудь явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории ее решения.

Метод комплексного проектирования целесообразно соединить с методом проблемного проектирования. Этот метод исходит из того, что проектная деятельность требует активного умственного процесса, который стимулируется наличием проблематики.Метод проблемного проектирования сопровождается ясным формулированием и раскрытием разных аспектов, которые вытекают из исследуемой программы проектирования. Определение локальной проблемы стимулирует поиск и конкретизирует направление творческих усилий. Тем самым проект приобретает четко выраженный замысел. Естественно, что проблема должна вытекать из сути задачи, окружающей среды, социальных умов.

Проблемный метод припускает серьезные умственные и творческие усилия в преодолении трудностей задачи, рассмотренное под углом зрения выдвинутой концепции и сформулированной задачи. При этом творческий процесс ескизування представляет собой цепь логических операций: постановку проблемы, предусмотрение конечного результата, отыскание противоречий, которые мешают достижению цели, и их решение.

Проблемная ситуация содержит что-то неизвестное, нераскрытое, предвиденное. Осознание требований к объекту в условиях проблемной ситуации, ведет к упорядочению воображения и фантазии архитектора и гарантирует более реалистическое отношение к работе. Метод проблемного проектирования:

- обеспечивает стимулирование творческих способностей архитектора;

- оказывает содействие оценке формообразующих факторов в конкретных условиях, которые изменяются;

- припускает групповую работу, которая разрешает более подробно охватить все основные проблемы среды, в которой ведется проектирование.





Вернуться назад