ЕГИПЕТСКИЕ ПИРАМИДЫ КАК ОДНО ИЗ ЧУДЕС МИРА


Обработанные блоки на лодках перевозили на другой берег Нила. Дальше их везли по специально проложенной дороге, на строительство которой пошло 10 лет и которая, по словам Геродота, только немного более простое сооружение пирамид. Потом у подножие будущей пирамиды лицевую сторону тщательно шлифовали, используя для этот камень и писок.

Пирамида сводилась на коренном известняковом массиве, расчищенному от наносного песка и гравия. Геродот утверждает, что сооружение пирамиды длилось 20 лет. Во время ежегодных разливов Нила крестьяне были свободны от сельскохозяйственных работ, и над сооружением пирамиды работало непрерывно в течении каждых трех месяцев по 100 тысяч человек. Английский археолог Флиндерс Петре считает, что 100 тысяч строителей, работая по трем месяца в году, могли бы свести большую пирамиду быстрее, чем за 20 лет.Чтобы поднять блоки, египтяне строили из кирпича и камня преклонная насыпь с углом подъема около 150. По мере того как сооружалась пирамида, насыпь удлиняли. Диодор Сицилийский утверждал, что по этим насыпям камень тянули на деревянных санях. И действительно археологи нашли остатки таких саней. Современные исследователи считают, что для уменьшения трения траса постоянно смачивали водой, так что полозья легко скользили по грязи. Потом с помощью деревянных рычагов блоки устанавливали на место. Когда строительство в основном заканчивали, преклонная насыпь разравнивали, а поверхность пирамиды закрывали облицованными блоками.

Пирамиды, может быть, самые знаменитые архитектурные сооружения в мире. Из инженерной же точки зрения, это примитивные здания, горы составлены людьми. Однако цель была достигнута - пирамиды стали вечными монументами, пережив тысячелетие. Впервые были построены настолько высокие сооружения, которые остались вплоть до Эйфелевой башни своеобразным рекордом.

Пирамиды и Сфинкс, который впрочем также входит в состав похоронного комплекса пирамиды Хефрена, принадлежат к наиболее характерным монументальным памятникам древнего Египта. Пирамиды были классическим типом царской усыпальницы в эпоху Древнего царства, а в менее монументальном виде, сохраняя свою внешнюю форму, сводились также для фараонов Среднего царства. Древнейшим видом гробниц царей Египта, который возникли к пирамидам, были мастаби. Слово “мастаба” относится уже к арабскому времени и связанное с тем, что форма этих трапециевидных в разрезе гробниц напоминала арабам большие лавы, которые назывались “мастаба”. Общего названия пирамид в нынешнем значении этого слова у египтян не было. Отдельные пирамиды носили названия, связанные с именами фараонов, которым они принадлежали. Пирамида Хеопса называлась, например, “Гор живет на горизонте”, Хефрена - “Большой Хефрен”, а Микерина - “Божественный Микерин”. Возможно, что греческое слово “пирамида” происходит от египетского выражения per-em-us т.е. от термина, который означал высоту пирамиды. Выдающийся русский египтолог В. Струве думал, что греческое puram...jпоходить от древнеегипетского р'-mr.

Древнейшие царские гробницы, которые относятся своевременно 1 династии, имели форму мастаб и сооружались из кирпича-сырца. Они строились в Нагада и Абидоси в Верхнем Египте, а также в Саккари, где находился главный некрополь Мемфиса, столицы правителей первых династий. В наземной части этих зданий находились молельни и помещение с похоронным инвентарем, в подземной - похоронные камеры. Особого внимания заслуживают остатки двух царских мастаб в Нагада и Саккаре с архитектурной обработкой фасадов. Первая из них, что относится своевременно 1 династии, открытая французским ученым Жаком де Морганом, имеет фасад, расчлененный выступлениями, которые напоминают фасад царского дворца. Вторая - мастаба Анджиба в Саккаре, называемая также мастабой Небетки, сооруженная также в период 1 династии, сначала имела с трех сторон ступенчатую форму, а с четвертой - вид вертикальной стены. В более поздний период мастаба Небетки была значительно расширенная, а ее внешняя стена была украшена выступлениями, которые напоминают обработку фасада мастаби с Нагада. Ныне считается, что мастаби типа гробницы Небетки послужили образцом для имхотепа, строителя знаменитой ступенчатой пирамиды Джосера, второго правителя III династии. Деятельность имхотепа, что был верховным сановником и начальником всех строительных работ Джосера, ценились уже в древнем Египте. В более поздний же время имхотепа считали вещуном, заместителем науки и медицины, а греки отождествляли его с Асклепием.

Комплекс наилучшим образом сохраненных мастаб тинитских династий, а также пирамид эпохи Древнего царства, находится на территории наибольших царских некрополей на западном береге Нила, в пустыне, в районе древней столицы Египта - Мемфиса. Эти некрополи ныне носят названия расположенных здесь арабских поселков, таких как Абу-Роаш, Гизе, Саккара, Дашур, Медум. Они тянутся начиная от Дельты Нила вдоль его западного берега в сторону Фаюмского оазиса - района, где позднее сооружались пирамиды фараонов Среднего царства, которые расширили территорию царских некрополей в южном направлении. В процессе археологических выискиваний, проведенных в 1932-1956 годах английскими учеными С. Ферсом и У. Емери, в Саккари было открыто четырнадцать больших мастаб. На мысль Емери, это были гробницы правителей 1 династии, таких как Гор-Аха, Джер, Уаджи и царь Ден.

Трудности определения, были ли эти гробницы действительным местом погребения царей, заключается в том, что их же гробницы, меньшие по размерам, но похожие по конструкции, находились также и в Абидосе, где при некоторых из них были выявлены царские стелы.Факт, что каждый фараон имел двух гробниц - одну в Нижнему, другую в Верхнем Египте, кажется нам целиком понятным, поскольку непосредственно после объединения страны двуединий характер египетского государства как и раньше отбивался в титулатуре фараонив, в знаках их власти, а также в организации государственных учреждений. Нельзя, однако, утверждать с полной уверенностью, что гробницы в Абидосе имели характер кенотафов. Точное определение места погребения фараона утрудняет также факт существования на территории самой Саккари двух или даже трех мастаб, приписываемых тому самому фараону. Тем не менее, если даже открытые Емери мастаби не были царскими усыпальницами, значение его открытия заключается в том, что найденные в них печати, а также надписи на предметах похоронного инвентаря, разрешают установить точную датировку этих зданий.





Вернуться назад