Парфенон в Греции


Парфенон (грец. Parthenon, от parthenos - дива), храм богини Афины Парфенос в Афинах. Наибольший памятник древнегреческого искусства, построенный на Акрополи в 447-438 к н.э. иктином и Калликратом. Скульптурная обработка велась под руководством Фидия, законченная в 432 к н.э. Парфенон представляет собой мраморный дорический периптер (30,89 г Х 69,54 г; число колонн 8 Х 17, их высота 10,43 м).

Парфенон наибольшее сооружение в Акрополи и самое прекрасное создание греческой архитектуры. Он стоит не в центре, а немного сбоку, так что можно сразу охватить взглядом передний и боковой фасады, понять красоту храма в целом. Древние греки верили, что храм с основной культовой статуей в центре представляет собой как бы дом божества, и потому в его наосе, окруженному с трех сторон двухъярусной колоннадой, находилась хрисоелефантина (выполненная со слоновьей кисти и золотых пластин на деревянной основе) статуя Афины с Никою на правой руке была изготовлена самым Фидием. Из мероприятия к наосу примыкала казна, где сохранялась казна Афинского морского союза. Фриз фасада был украшен метопами с изображениями кентавромахий2, амазономахий3 и гигантомахий4, фронтоны - скульптурными композициями (тема восточного

Фронтона - миф о рождении Афины, западного - спор Афины и Посейдона через господство над Аттикой), а вокруг целли шел зофор, что изображает ход во время праздника Панафиний.

Парфенон отличался исключительной соразмерностью частей, синтезом дорического и ионического ордеров, ясным величием и глубокой человечностью архитектурных и скульптурных образив.

С четырех сторон Парфенон окружают стройные колоны, между их беломраморными стволами видные просвити голубого неба. Весь пронизанный светом, он кажется воздушным и легким. На белых колонах нет ярких рисунков, как это встречается в египетских храмах. Все колоны каннелировани, т.е. украшенные продольными желобками, от чего храм кажется выше и еще стройнее. В средней части ствола, совсем незаметно для глаз, они потовщуються и кажутся от этого упругими, крепче выдерживая вес каменных блоков. Фронтон, карниз и колоны выполнены из мрамора, и только крыша храма была из дерева.

Вообще архитектурный вид Парфенону берет свои источники в деревянном зодчестве: составленный из камня, храм сохранил в своих очертаниях легкость и изящество деревянного строения. Однако внешняя простота этих очертаний обманчивая: зодчий иктин был большим мастером перспективы. Он очень точно рассчитал, как размерить пропорции сооружения, чтобы сделать их приятными взгляда человека, который дивить на храм снизу вверх. иктин и Калликрат, продумав каждую мелкую деталь, создали дом, который поражает странной соразмерностью, предельной простотой и чистотой всех линий.

Все здание было сведено на фундаменте более раннего храма Афины. В целли стояла статуя богини, выполненная скульптором Фидием из мрамора и слоновьей кисти. Афина Парфенос была богиней-воительницей, но считалось также, что она предохраняет искусства и ремесла.

Однако Парфенон был не только храмом, но и чем-то будто бы художественной галереи или музея, он создавал замечательный фон для множества произведений пластического искусства. Фронтон и карнизы дома были украшены скульптурами. На фронтонах собрались боги Греции: громовержец Зевс, могущественный властитель морей Посейдон, мудрая воительница Афина, крылатая Ника. По периметру внешних стен целли на высоте 12 метров лентой тянулся знаменитый Парфенонський фриз, детали которого, правда, снизу были почти неразличимые. Этот фриз считается одной из вершин классического искусства. При всем композиционном единстве он поражал своим разнообразием. С более чем 500 фигур юношей, девушек, старцев, пеших и конных ни одна не повторяла другую, движения людей и животные были переданы со странным динамизмом. Фигуры скульптурного греческого рельефа не плоские, в них есть объем и форма человеческого тела. От статуй они отличаются только тем, что обработано не со всех сторон, а как бы сливаются с фоном, образованному плоской поверхностью камня.

Легкое расцвечивание оживляло мрамор Парфенона. Красный фон подчеркивал белизну, четко выделялись синяв узкие вертикальные выступления, которые отделяли одну плиту фриза от другой, ярко сияла позолота. За колонами, на мраморной ленте, которая опоясывает все четыре фасада дома, была изображена праздничная процессия. Здесь почти нет богов, а люди, навек отраженные в каменья, двигались по двум длинным сторонам дома и соединялись на восточном фасаде, где происходила торжественная церемония вручения жрецю одеяние, вытканного афинскими девушками для богини. Каждая фигура характерная своей неповторимой красотой, а все вместе они точно отбивают настоящая жизнь и обычаи древнего города.

Перед Парфеноном располагались также святилища Артемиды Бравроний и Афины Ергани (Ремесленной), хранилище оружия и священных доспехи Халкотека (450). Открытую площадь Акрополя занимали многочисленные алтари и дары богам статуи, стелы.К северо-западному склону Акрополя примыкали храм и театр Дионису (6 в. к н.э. перестроечный в 326), Одеон Перикла (крытый круглый дом для музыкальных соревнований) ( 2-я пол. 5 в. к н.э.), театр Герода Аттика (2 в.н. э.), святилище Асклепия, Стоя (Портик) Евмена.





Вернуться назад