Деревянная архитектура Покутья


Церковь Благовещения принадлежит к древнейшим храмам. Ее образ сложился не сразу в том виде в котором она сейчас. Мастер сохранил образ первоначальных объемов, и очень тактично пристроил свои прируби. Ее может найти лишь глаз ученого или знатока деревянного зодчества.Из всех Покутських храмов коломийський имеет самые приземести пропорции. В народе его назвали „печеричкою”.

В интерьере церкви все настроено в контрасте. Боковые срубы темные, а центральные - светлые. Через сплюснутые потолки среда боковых срубов выглядит скромно, а центральное, благодаря купола „висьмирка на четверке”, которая будто раскрывает его вверх - величаво. Иконостас храма оригинальный, он выполнен где-то в конце 18 ст. К сожалению иконостас не сохранил своего первоначального вида.

е свидетельства, которые из конца 17 ст. деревянное строительство Коломыи постепенно было вытеснено кирпичным. Причиной этого стало прежде всего истощение окружающих лесов, которые их безжалостно вырубали на потребность разнообразных промислив.

Разнообразные изменения в строительстве Коломыи начались с входом, после деления Польши 1772 г. Галиции в состав Австрии. Можно даже утверждать, что с этих пор в Коломыи начинает развиваться архитектура массовая, которую создавали строители - ремесленники, придерживаясь народных традиций, и архитектура официальная, которую формировали определенные идеологические задачи, которые относились перед архитекторами-специалистами. Заказчиками такой официальной архитектуры была власть, церковь и, конечно богатая шляхта вместе с молодой буржуазией.

Деревянная архитектура Коломийщини

Церкви Коломийщини преимущественно деревянные. Очень давних среди них имело. Есть церкви, построенные в 17-18 ст., но большинство - в 19 - поч. 20 ст. Как и все деревянные церкви Покутья, наши церкви в подавляющем большинстве одноверхи, реже встречают три - и п'ятиверхи. В плане все они крещатые и делятся на пять типов. Согласно этому делению все они в плане образовывают или ривнораменний крест, или же крест из сокращенными боковыми ременами и расширенным центральным срубом. Среди них есть и такие, в которых значительно удлиненный бабинець, но стороне ремена сокращенные.

Из обследованных свыше 50 церквей Коломийщини видно, что чем старше возрастом церковь, т.е., не позднее конца 18 ст., тем меньшая она за размером и в большинстве принадлежит к тем церквам, которые в плане образовывают ривнорамениий хрест.

Церкви большей частью поставлены на краю села, реже - в центре. В таком случае церковь представляет ядро поселения. Большинство церквей обнесенные деревянным забором. Во многих селах возле церкви расположенный и кладбище. Кое-где такой архитектурный ансамбль дополняется колокольней, которая стоит возле церкви. Как кровельный материал, используется гонт, в новейшие времена - бляха. В строящихся церквях, которые восстали последними годами на месте разрушенных или сожженных, модна заметить восточный тип церкви, тем не менее с ощутимыми западными влияниями и элементами традиций деревянной народной архитектуры.

Колокольни Коломийщини, как и по всей Украине, принадлежат к найстариших срезкам деревянного строительства. Их сводили и сводят недалеко от церкви, но в пределах церковной изгороди. Своим происхождением колокольни достигают готических пор и вытворились из оборонительных башен, которое продолжительное время служили, за нехваткой церквей, для религиозных потреб.

За конструкцией, колокольни Коломийщини в преобладающем своем большинстве принадлежат к типу квадратных, двухъярусных, нижняя часть поставлена в сруб, который стоит на грубых основаниях, а верхняя сделанная в каркас. Нижняя часть от горишньой отделяется широкому навесом, а завершается колокольня широким дашком.

е также на Коломийщини и трехъярусные колокольни, верхняя часть которых украшена разнообразной аркатурой. Некоторые колокольни имеют стремянки в середине зруба, а некоторые извне, и чтобы звонить - надо добыться на второй сверх по отдельной внешней стремянке.

К общественным сооружениям следует отнести и часовенки, которые сводились в каждом сели, городку, больших и малых городах. Почти все они были в свое время уничтоженные коммунистической властью, а те, что сохранились, дошли к нам в уничтоженном состоянии. Строились часовенки на кладбищах и при дорогах. В тех, что располагались в пределах кладбища, справлялись панихиды, поминальные ободья и т.п.. Придорожные часовенки были олицетворением набожности граждан и подтверждали развитие придорожных крестов. Чтобы защитить от ветра, дождя или снега крест и свечку сначала ставили на четырех столбах над ним небольшой дашок, а со временем - и стены. Строились часовенки из дерева. Теперь на месте разрушенных часовенок строятся новые. Как и когда-то, их украшают извне разнообразной резьбой. Внутри часовенки делают настил, на котором ставят кресты, образы, свечки.





Вернуться назад