Инженерный гений рифму - колизей, пантеон


Что же касается других изобретений римлянинов, то на них следует остановиться подробнее.

Мы уже знаем, что арки использовались в Древнем Вавилоне, в Этрурии, но именно римлянины сделали эту архитектурную форму универсальным средством достижения двоякого результата: чисто практического - экономии материала, и эстетичного - многократно использованная в аркадах акведуков, терм, цирков, арка стала в Риме основным архитектурным мотивом.Римлянины, вопреки идее обязательной "полезности" архитектуры, выдвинутой теоретиком архитектуры Витрувием, создали абсолютно напрасный, с точки зрения практичности, тип монументального сооружения - триумфальную арку: отдельно стоят ворота с ниоткуда в никуда. Единым назначением таких сооружений был триумфальный проезд императора, который возвращал к Риму после добытых побед. Абсурдные с точки зрения логики триумфальные арки, равно как и триумфальные колоны - что отдельно стоят и ничего не несут, кроме статуи императора, стали чрезвычайно популярные в Риме, в наиболее концентрированном виде выражая идею триумфа государя и величия государства. Эти здания прижились и в Европейских империях Нового времени, дошли даже к России, сохранив не только римскую форму, но и змист.

Арки и производные от них цилиндрические зводи широко использовались римлянинами при строительстве терм. Римские бани - термы - это совсем особый тип сооружений. Ни в одной стране мира не существовало ничего подобного. Говоря современным языком, термы - это спортивно-оздоровительные и культурно-рекреационные центры. Кроме собственно бань с парными, огромными бассейнами с холодной и горячей водой, здесь были спортивные залы, массажные кабинеты, просторные залы для прогулок, философских споров и бесед, а также библиотеки с латинскими и греческими книгами. Римлянины очень любили проводить свободное время в термах. Наибольшими, роскошными и знаменитыми были термы императора Каракали, что, к сожалению, дошли к нам в руинах. Здесь все поражало своим размахом, богатством внутренней обработки, огромными высокими зводами, величественный, спокойный ритм которых прекрасно налаштовував на неторопливые приподнятые беседы и блаженное томление в этом, в общем, утилитарном закладе. 1700 лет тому в Риме начислялось около 800 небольших частиц и 5 больших императорских терм, которые вмещали одновременно до 3000 чоловик.

и еще один большое изобретение римлянинов - купол. Хотя мы уже видели купольные здания в эгейской и етруський архитектуре, но настоящий купол смогли создать только римлянины. В совершенстве овладев искусством кладки арок и сведение зводив, римлянины создали купол, который оказался логическим завершением развития этих конструкций. Купол, как множество арок, перекинутых через одну точку - замок-купола, - во всей своей красе появляется перед нами в большом римском сооружении эпохи императора Адриана в Пантеоне, построенному в 117-138 годах и посвященному семы главным римским богам.

Император Адриан решил перестроить старый, еще времен Октавиана, храм Юпитера-Мстителя, построенный в честь победы Октавиана над Антонием и Клеопатрой в 35 году нашей эры. Большой интеллектуал и знаток греческого искусства, император пригласил возглавить работы прославленного архитектора и инженера Аполлодора из Дамаска, известного к тому времени многочисленными замечательными зданиями, среди которых: форум и триумфальная колонна Траяна, высотой 40 метров, мост через Дунай и др. Даже если бы Аполлодор не построил ничего, кроме Пантеона, одним этим гениальной сооружением он бы себя обезсмертив.

Купол Пантеона построен из бетона, в который вместо каменьев добавленные кирпичины - в нижней части, и пемза - в верхний. Таким образом, современный пенобетон, оказывается, имел своего далекого пращура, старше его на 19 столетий. Вес купола настолько большой, что архитектору пришлось сделать стены толщиной 6 метров. Но находясь внутри, об этом не догадываешься. Стены будто бы нет совсем. В центр зала обращенные 7 высоких ниш со статуями богов, прорезы с аркадами и колонами. Поверхность самого купола красиво ритмически расчленена пятью кольцами кессонов, которые перспективно сокращаются - это зорово снимает ощущение веса купола и толщины стен. Чисто оптическими приемами архитектор досяг огромной выразительности внутреннего просторную, а хитроумной конструкцией - искренней прочности этого большого сооружения, которое простояло без малого 19 столетий, неподвластного стихиям.

В начале 7 столетие Пантеон превратили в христианскую церковь, а в 1520 году в одной из ниш этого храма похоронили гения итальянского Возрождения - Рафаэля Санти. Вплоть до второй половины 19 столетие купол Пантеона оставался непревзойденным за величиной во всем мире.

Внутреннее обрамление Пантеона

ВЫВОД

Латыни, или римлянины, из середины 1 тысячелетие к нашей эре, что все крепче обосновывались на Апеннинскому полуострове, оказались под сильнейшим влиянием своих соседей по полуострову: этрусков и греков. Именно с этих двух источников черпало свои идеи и формы молодое римское искусство из времен завоевания этих двух народов, которое получило от них в безраздельное владение колоссальное культурное наследство. От греков римлянины взяли типы и формы храмов, не говоря уже о пантеоне богов, ордерную систему, к которой прибавили свой тосканський ордер, скульптуру, живопись и многое другое. У этрусков они переняли много культов, в том числе и культ предков, скульптурный портрет, технику кладки арок, зводив, строительство дорог, мостов, монументальных гробниц и другие умения.Греки были прекрасными утонченными архитекторами. Римлянины - грамотными инженерами. Они строили прекрасные дороги, прямые, как стрела, по которым с большой скоростью могли передвигаться войска. Одна из таких дорог - Аппиева, вымощенная бетоном, гравием, цементом, каменными плитами - была построена в Риме в 4 столетии к нашей эре, но и до сих пор поражает совершенством инженерной мысли. Впрочем, до конца средневековья именно римские дороги были практически едиными проездными сухопутными путями Европы, правда, за много столетий без надлежащего ухода они пришли в занепад.





Вернуться назад