Методы архитектурного проектирования (за Б.Г.Бархиним)

Главная - Архитектура - Методы архитектурного проектирования (за Б.Г.Бархиним)

Своеобразность композиции объекта создается, прежде всего, лицом формой пространственных связей всех его елементив.

При построении композиции следует учитывать последовательность восприятия пространства во времени - постепенное развитие внутреннего пространства относительно человека, который двигается в нем - как важное условие художественной выразительности.

Композиция рассматривается как организованное целое. Она характеризуется гармоническим соотношением частей и целого, взаимосвязью масс и объемов, пространственным единством элементов, соподчиненностью и согласованностью деталей.

3.Художественные средства и закономерности

В круг творческих проблем входят определенные средства и закономерности, которые формируют композиционную тему произведения и предоставляют объекту эстетичной и художественной выразительности. Закономерности композиционного построения должны вытекать из целостной концепции данного объекту проектирования.

К средствам гармонизации в архитектуре относят архитектонику (тектонику), масштаб и масштабность, ритмические и метрические закономерности и другие средства архитектурной композиции.

Работа над архитектоникой объекта в процессе проектирования начинается, как только разрабатывается объемно-пространственное построение, и функциональное решение воплощается в конструктивном замысле. Архитектонический порядок произведения как система отношений целого и отдельных его частей оказывается в гармоническом построении, ритмических и метрических видликах и масштабной структуре. Метод комплексного проектирования оказывает содействие пониманию тектоники как художественно осмысленной конструктивной структуры и выражения статических закономерностей.

Тектоника - результат познания и пластично образного выражения в объемно-пространственной структуре действительной работы конструкций и свойств материалов (прочности, стойкости, равновесия и погашение усилий). Эстетичная организация структуры зависит от ясного понимания смысла избранных конструктивных систем.

Новая тектоника является следствием современных представлений о физико-механических свойствах новых материалов и условий их работы в конструкциях. Отсюда - и новые эстетичные критерии.

Средствами художественной выразительности служат масштаб и масштабность. Градостроительная среда и человеческая личность создают два масштабных модуля, которые накладываются один на один, создавая единую обобщающую масштабность, которая отвечает конкретным условиям.Для создания гармонии целого и его частей нужна проникновенная творческая работа над освоением закономерностей гармонизации. Закон повторения здесь - один из самых важных. Метрические модульные отношения, которые дают взаимосвязь частей и целого путем повторения единого размера, объективно спорят в современной архитектуре функцией сооружения и его конструктивной структурой. Ритмические отношения включают качественное и количественное изменения свойств самых повторяемых элементов и интервалов между ними.

В создании гармонических соотношений между ними принимает участие понятия меры, которая существует в архитектуре как эстетичный принцип. Упорядоченность и гармоничность объекта определяют меру художественности решения.

Пропорционирование и система домирностей

Традиционные в архитектуре методы пропорционирования основываются на принципе подобия частей. Считается, что применение связанной системы пропорций обеспечивает единство композиции. В зависимости от замысла архитектор использует отношения, выраженные в целых числах, иррациональные ли отношения, основанные на системе простых графических построений, например диагоналей квадратов и сторон прямоугольников, системы «золотое сечения» и т.п.. К таким системам относится, например, созданная Ле Корбюзье система Модулора, что дает единый гармонический измеритель, который основывается на размерах человеческого тела.

Принято считать, что пропорционирование как рабочее звено творческого метода, проведенное с целью гармонизации архитектурной формы и тектонической основы сооружения, влияет на художественную выразительность решения.

Однако, соответственно ряду исследований, данный метод далеко не такой однозначный.