Архитектура и искусство Византии V-VIII ст.


Романская культура: литургия и карнавал.В культовой архитектуре романского периода дерево вытеснил камень. Камень заменил дерево также и в крепостных мурах. что окружали замок феодала. Тип феодального замка составлялся именно в эту эпоху: он стоял на повышении, на удобном для наблюдения и обороны месте и был символом власти феодала над окружающими землями.

Сложился стиль романской архитектуры. Суровость, простота тучных стен (резьба лишь на капителях колонны) - в Оверни, излишне внешнего декора - в Пуатье, величественные храмы в Нормандии и Бургундии. Церкви, построенные на дороге к “святым местам”, были огромны за размерами, рассчитанные на большое количество пилигримов и местных парафиян.

Хи-Хиии ст. - время расцвета монументального искусства: как живописи, так и скульптуры. Росписи укрывали стены и свод храмов, скульптура была и в интерьере, и наружу. Дискуссии в области теологии, возникновение ересей (против одной папа в 1210 г. объявил даже крестовый поход) и др. - все это привело к тому. что искусство по требованию церкви должно было не только воспитывать и наставлять, а и застрашувати. Отсюда обязательный “Страшный суд”, апокалипсические видения, ордалии, история страданий и смерти Исуса Христоса (“Страсти Христосу”), жития святых - страдников за веру. Возникает устрашающее изображение черта. Борьба за человеческую душу между ангелами и сатаной становится любимым мотивом романского искусства.

Развивается книжная миниатюра, которая представляет собой живой и яркий рассказ (заглавная буква, инициал разрастались в целую картину). Яркие краски, оклад из металла, слоновьей кости, ценного каменьев, эмали превращали средневековую рукопись в ценную вещь. Книги переписывали монахи в специальных мастерских - скрипториях (особенно прославлялись скрипторий французских, английских и ирландских монастырей). Отдельного внимания заслуживает каролинзька рукописная книга. В Каролинзький империи (конец Vиии - первая половина иХ ст.) возникло несколько больших центров изготовления книг.

Романский период - это пора высочайшего расцвета средневековой культуры: светской литературы и поэзии, театра, в котором ставят и мистерии, и светские фарсы; музыки, где на смену унисона пришло многоголосие церковных хоровых гимнив.

Средневековый героический эпос репрезентован такими литературными памятками, как французская “Песня о Роланде”, испанская “Песня о моем Сида”, немецкая “Песня о Нибелунгив”, армянская поэма “Давид Сасунський” и др. Немецкий героический эпос “Песня о Нибелунгив”, составленный очевидно между 1200-1210 гг. придворным шпильманом (как называли бродячих поетив, актеров и музыкантов), основывается на событиях и легендах раннего средневековья - эпохи большого переселения народов, в частности на легендах, связанных с завоеванием Европы гуннами во главе с Аттилою (етцелем) в V ст. неизвестный талантливый поэт выложил два цикла народных легенд, которые существовали еще с Vи ст.: историю трагического любовь нидерландского королевича Зигфрида и бургундской принцессы Брунгильди, а также историю гибели королевства, основанного в V ст. схидногерманським племенем бургундив (нибелунгив), которое в 436 г. захватили гунны. Это монументальное произведение, которое включает 39 “авентюр” (песен, частей) и имеет 9 тысяч рядкив.

Именно в период средневековья окончательно составляется образ рыцаря (рыцаря) как образца, который олицетворяет ряд непременных - соответственно ценностям эпохи - достойнств.

По обыкновению рыцарь должен был происходить из хорошего рода, но иногда в рыцаре посвящали за исключительные воинские подвиги. Со временем - и все чаще по мере развития городов - можно было купить эту привилегию. Рост роли бюргерства заставил элиту вырабатывать кодекс, который можно было бы противопоставить намерениям “третьего состояния” подниматься на все высшие ступени в обществе. Поэтому в куртуазной литературе герой непременно выхвалялся замечательным гениалогическим деревом. Рыцарь должен был быть красивым, что обычно подчеркивали его одеяние, густо украшенные золотом и ценным каменьями; подходили одежде обладунок и упряжь. У хрониста четвертого крестового похода слово “благородно” означало то самое, что и “благо”, “великолепно”, “пречудесно”.

Рыцарь должен был быть сильным, так как иначе не смог бы носить обладунок весом 60-80 килограмив.

Найстрашнише обвинение для рыцаря - недостаток мужества. Во избежание обвинения в трусливости, рыцарь готов забыть об успехе дела, которого служит.

Поединки рыцарей с закрытым лицом есть в куртуазных романах темой трагических историй, в которых рыцарь, подняв забрало побежденного, убеждается, что убил близкого родственника или любимого друга. Обычай закрывать лицо забралом объясняется, на мысль Монтескье, тим. что достать удар у лица считалось особенно позорным: ударить у лицо можно было только человека низкого звания.





Вернуться назад