Архитектурные памятки Коломыи


С 17 ст. починаеться новый период в истории строительства Коломыи : с 1616 мис- это строили на новом месте. Люстрацийна комиссия, которая находилась тогда в Коломыи, предоставила ий право строиться на северных окраинах коломийських земель. Этот шаг королевской администрации было вызвано не столько уничтожением города татарами, по- жежами и водами Прута, сколько быстрым развитием городов в Галиции, оживлением торговых отношений из Западной Европою и значительными влияниями захидноевропейськой строительной культуры. С этих пор началось более или менее продуманное строительство Коломыи. Эта же люстрацийна комиссия отмечала, что зобов”язуе войта Корицинського следить за порядком в развитии города:войта также зобов”язано обеспечить сооружение нового замка, оборонительных сооружений, валов и ворот. Новый замок, внешний вид которого приведено в очерке о Коломые М.Сивака, представлял собой массивную деревьев”яну сооружение, обнесенное высокими валами, на углах которых спо- руджено две башни. В люстрацийноми акте 1627 зазначаеться, что в Коломыи “... побу- довано новый замок, обнесенный с трех сторон валами с заборами, а с четвертого стороны сооружена вал с частоколом, две башни и три ворота”. Этот замок и пруд композиционным центром Коломыи, от него тянулись главные улицы, рыночная площадь.В этот же время сооружено навей монастырь доминиканив. Сведено его на том месте, где позднее, в 1875 начали строить ратушу и магистрат. Коломийська газета “Рус- ская Совет” сообщала, что “... при копании фундаментов под ратушу в Коломыи открыто длинные и широкие кам”яне фундаменты... На том месте стоял латинский кяштор доминиканцив”. Остатки фундаментов разрешают предположить, что монастырь не был деревьев”яним, а помещенный в исследовании М.Сивака “ Город на Покутье” рисунок репродуцирован из польского источника, засвидчуе, что стены монастырь сведен из вы- користанням фахверка. На фасадах кляштору выразительно прочитуеться решетка этого известного на Западе способа заключения стен. Е свидетельство, которые из конца 17 ст. деревьев”ян строительство Коломии было витиснено кирпичным. Причиной этого стало прежде всего истощение окружающих лесов, которые их безжалостно вырубали на потребность ризноманит- их промыслов. Правда, в этом сыграло значительную роль и то, что в городах Польши начали сводить капитальниши здания, а Коломыя с ии развитыми промыслами и ичисленними немецкими и еврейськими колонистами была одним из перспективных городов Короны. Именно в настоящее время еврей застроили навколоринкову площадь, сводили новую синагогу, а в северо-западной окраине города немецкие колонисты сооружали жилые дома, школы и немецкий костел.

Разнообразные изменения в строительстве Коломыи начались с входом после розпо- делу Польши 1772 Галиции в состав Австрии. Можно навидь утверждать, что с этих пор в Коломии починае развиваться архитектура массовая, которую создавали буди- вельники-ремисники, придерживаясь народных традиций, а архитектура официальная, которую формировали определенные идеологические задачи, которые относились перед архитекторами-специалистами заказчиками такои архитектуры были власть, церковь и, конечно, богатая шляхта вместе с молодой буржуазиею.

1775 года в Коломыи в стиле барокко будуеться величественный приходский костел. Из польской миниатюры довидуемося, что это был большой кам”яний собор, сти- ни которого четко членились на ярусы и были украшенные пышным архитектурным декором, окна большие и извлечены по вертикалу. 1830 года костел частично сгорел, почти полностью было уничтожено его внешний вид. Во время восстановления костела, которая продлевалась вплоть до 1895, значительно изменено его внешний вид и интер”овраг, упрощенно декоративную пластику фасадов, уменьшено разные кам2яне детали и скульлп- тура главного фасада. Кроме приходского костела, сохранилось и графическое изображение зовнишнього вида большой синагоги. В конце 18 ст. синагогу было перестроечный, стены прик- рашено многочисленными декоративными элементами барочного стиля: к сожалению, ничего нельзя сказать о ее интер”эр, который также испытал определенных изменений во время реставраций- их работ 1798.

С 18 ст. к нашим временам не сохранились, кроме упомянутых уже, никаких сооружений, вместе с тем 19 ст. в отношении архитектурных пам”яток - багатише. Во-первых, с концом19 ст. с”явились в Коломии первые открытки, на которые изображена улицы и площади города, а с 20 ст. когда в Коломии начал свою деятельность Оренштайн Яков, печатали многочисленные открытки с видами центра и разных уголков города - рисунки его застроек, ул.Костюшки, Собеського, Ягайлонськой, аллеи Вольносци, пл.Карпинського парка с пам”ятником А.Мицкевичу, видами отдельных домов и целых архитектур- их ансамблей - военных казарм, ратуши, гимназии, казарм на Курцвайливци, ев- рейськои школы, спортивного товариствап “Сокол”, костела езуйтив на ул. Крашевсь- кого и т.п.. Во-вторых, к нашим временам почти все дома дошли с незначительными сми- нами, поэтому вести речь об архитектуре Коломыи более поздний времен значительно легче. Из открыток и сохраненных застроек, из газетных сообщений довидуемось, что уже в настоящее время в городском правительстве создано так называемый инженерный отдел, в обов”язки которого входило следить за плановостью развития города. Именно в настоящее время улицы делают значительно более широкими и прямыми, некоторые уже к началу 20 ст. излагаются кам”яними плитами. Те же улицы, которые непосредственно лучились к центральным торговым путям, вымащивались шутром, позднее- кам”яними плитами разных форм. Уже с концом 19 ст. улицы перестают выполнять роль лишь магистрали для движения людей и транспорта, но постепенно организовывают окружающую застройку. По^-трете, пресса, украинська и польская, начиная с 19 ст. подае много разных и интересных в плане ар- хитектури сообщений об общем ббудивництво в Коломыи, о сооружении отдельных общественных домов. Так “ Газета Коломийська “ извещала о завер- шення строительства церкви Св. Михайла /1855/ гимназии /1875/, ратуши и магистрата /1877/, ощаднои кассы /1892/, гончарнои школы /1893/, нового помещения операций- ного зала почти /1895/, скарбничого ураду /1897/, езуйтського костела /1898/, о достройке железнодорожного вокзала /18989/, городской ликарнги /1905/, Народного дома /1901/, и т.п.. Со страниц Коломийських газет довидуемося о причастности к спо- рудження в Коломыи частных домов известных тогда архитекторов Висякевича, Кшичковського, Бакера, Левинського, Лушпинського, Захариевича.Как и во всей Галиции, в Коломыи из середины 19 ст. строительство жилого и бытового назначения переймаеться элементами механического поеднання разных стилей, как в одном здании так и разных. Одниею из фаз этого стиля был известен в некоторых захидноевропейських краинах так называемый венских ренессанс”. Проявления этого сталюпомитни во многих строениях Коломыи. их фасады оформлены с применением классических архитектурных форм в поеднанни с ьбагатством рельефив и разного вида скульптуры. А в последних годах 19 и в начале 20 ст. в архитектуре Коломыи проявление- ляються признака новых фаз эклектики - стилей модерн и функционализма. В модерные построенные дома на ул. Театральной, 36, помещение Дома школьника, дома на пл.ирчана.





Вернуться назад