Архитектурные памятки Коломыи


Архитектурные памятки Коломыи

Коломыя принадлежит к древнейшим городам Галиции. На карте украинських земель 11-13 ст.ст. среди двадцати тогдашних городов видим и Коломыю. Тем не менее источников, что молы бы рассказать о строительстве и архитектуре того периода, маемо имело. Единим свидетельством о существовании поселения в пределах старои Коломии могут быть выводы археологических исследований, проведенных Я. Пастернаком в окраинах Корнича / 1935-36 /. Во время эти исследования выявлены довольно большое поселение периода рисованной керамики / 2500-2000 гг. К Р.Х./, которое содержалось в естественно укрепленных местах “ Корнов” и “Пасична”. Найденные тогда рештки где- нескольких жилье, среди которых лучше всего сохранились три, которые свидетельствовали, что в плане они были однокамерными, стены состояли из дерева и обмащувалися глиной. Подлоги излагали каминными плитами. В кованые одниеи дома размещены костер, который “... стекла- дене тремя пластами плиток, каждая из которых подмазана тонким слоем жовтои гли- ни”. В урочище “Козья” ученые раскопали два однокамерных жилья, стены которых также были деревьев”яними и подмазанные глиной. В кованые однией из домов “..найдены куски керамики, украшенной волнистым слов”янським орнаментом, рытым с помощью гребня”. Поскольку, кроме упомянутых, в пределах города жодних археологических раскопок не проводили, то и следы старинного строительства с”являются только что у средневековий- их часах.

Довольно источников, среди которых более всего польских, указывают, что уже в 13 ст.

Коломыя была значительным средневековым городом, центром промысла и торговли солью, поташом г”ясом, втробами из дерева, воском, полотном. Как и каждое слов”янське город, Коломыя ббула прежде всего оборонительным местом, а его предместье почти не резей- нилося от села”. Здания такого предместья были деревьев”яними, построенными в сруб, сложенными “ в замок” или “припуском”. Крыши покрывали драницями, стены со двора оставляли преимущественно небелеными, стояли такие дома плотно один до одного, стирает- важно торщевою стороной к улице, были довнипми и узкими, с малыми окнами иидещо развитыми ганками.

На основе люстрацийних актов 1517, 1556, 1616,1627 гг. Можно утверждать что в центре предместья был замок, обнесенный деревьев”яной стеной и валом. В люст- рацийному акте 1517 пишет, что коломийськи мистяни отказались, ссылаясь на свои привилегии, направлять замковый вал. Польский историк М.Балинський стверджуе, также, ссылаясь на польский источник, который 1411 польский король Владислав отдал коломийський замок в залог валахскому воеводи Олександрови.

время сооружения замка, его архитектурные формы не рассмотрено ни в одном из видо- мих нам источников. Однако знаемо, что 1427 , когда в Коломии старостила семья Бучанских, замок укриплено и реставрировано. С люстрацийного акта 1616 довидуемо- сия, что содержался он сначала на том месте, где позднее, по решению комисии было от- ведено место для синагоги. “Люстрацийна комиссия,- говорилось в документиб- приказала выстроить еврейську синагогу и выделить место для еврейського кладбища там, где когда-то содержался старый двор”, т.е. замок.

С принятием Коломиею магдебурського права /1405/ упомянутая модель города начала постепенно эволюционировать в направлении городов Захиднои Европи. На развитие Ко- ломии ее архитектуру принятия немецкого права имело незаурядное влияние. Вместе с ни- мецьким правом, которое под конец 14 ст. “...имели уже все головниши города Галиции, целый ряд второстепенных городских осад и немало сел”, начинают в окраинах города совершаться многочисленные немецкие и еврейськи колонии, которые несли с собой определенный элемент культурного влияния, особенно в застройке и развитии городов. Не прошел такой вплмв и Коломыю.

В конце 14 и в течение 15 ст. Коломыя, несмотря на тяжелые социально-бытовые условия, пов”язани с колонизационной политикой шляхты и борьбой с татарами, по свидетельству источников, значительно расстроилась. Укриплено замок, сведено новый домини- каннский монастирь, что во времена беспокойства мог успешно заменить оборонительное сооружение сведено немало общественных сооружений , среди которых шпихлири, мельницы, пекарные, корчмы, солеварные и т.п.. Люстрацийний акт 1565 подае сведения о некоторых ву- лице Коломии / Лельову, Снятинську, Заринок /, вказуе на существование двух мельниц, к которым пидведено воду из Прута.С 13 ст. начался мисийний движение доминиканцив восточнее, особенно в Галицию, восточная политика Лешка Белого оказывала содействие этой монашеской группировке основать свой монастырь и на землях Руси. 1231 Папа обратился со специальным письмом “... в делах начала мисиии доминиканции на Русь” , 1238 в Галиции уже основано их пэр- шей монастырь, А 1246 подобный монастырь основан в Коломии. Вместе с этим, пришла в Галицию новое течение в архитектуре - готика. Из польских источников довидуемося, что этот монастырь просуществовал к началу 15 ст. а 1413 король Владис- лав Ягайлончик заложил загородов старика, навей доминиканский монастырь. С рисунку ваконаного за польской миниатюрой, довидеемося, что это была большая как для Коломыи сооружение, Внешние формы сооружения было заключено чрезмерной архитектур- ною пластикой, выдержанной в псевдоготическом стиле. Згадуеться этот монастырь и в люстрацийному акте 1616 где указано на его местонахождение - за- хидна часть города, возле Прута. “ В 1589 г. - згадуеться в люстрацийному акте 1616,- на Коломыю напали турки и татары, жителей вырезали, а застройка вместе с гарнм монастырем доминиканцив, который находился над самым Прутом, сожжено...” Именно в эти времена сооружены в Коломии Спасскую церковь. Согласно источникам произошло это 1587. За композиционными признаками, она принадлежит к крещатым в плане, образованных сечением прямоугольников. Размышлять о первоначальном состоянии сооружения не тяжело, так как за свою историю не испытала важных изменений. По свидетельству Ю. Целевича, пережила она две реставрации - 1648, 1767, 1845 церковь было перестроечный. Во время перестройки кое-что изменился ее внешний вид : удлинены боковые рамена, змен- шено купол, а в интер”эре - перенесен алтарь в северное крыло. Е сведения, которое начиная с 1610, рядом с церковью начали основывать монастырь, приналежнипй к Скиту Манявського: “... круг половины 12 ст. пошли по воле своих основателив взавидетельство Скита еще два другие на Покутье ново заложени монастыри, в Товма- чику и Коломии...” А под годом 1767 наместник Скитский Донат Миляновський в своий манифестации указал, что на реставрацию монастыря “...дал коломийський староста Станислав Потоцький много груптив, полей, лесов и покосный лугов...” Монастырь был деревьев”яним , стоял круг церкви Спаса, Рядом Спасской церкви 1587 построена колокольня . Двухъярусное сооружение, нажня часть якои выполнена в сруб, а верхняя - каркасная. Квадратный сруб закинчуеться на уровне широкого навеса, а верхняя, каркасная часть представляе ярус голосни- кив.





Вернуться назад