Инженерный гений рифму - колизей, пантеон

Главная - Архитектура - Инженерный гений рифму - колизей, пантеон

В Риме по приказу Адриана был вибудований мавзолей, частично перестроечный у Средневековье и назван замком Святого Ангела. Сооруженный на правом береге Тибра, он был доступен через специально приведенный мост, на котором стояли позолоченные статуи, они были изменены в XVии ст. роботами известного итальянского скульптора Лоренцо Бернини. Из другого конца моста в открытом вестибюле была видная статуя императора, погребение же находилось высоко - на 10-метровой высоте. В отличие от мавзолея Августа, линию которого продолжал мавзолей Андриана, он еще в большей степени была усыпальницей, предусматривая знаменитые мавзолеи в Риме ранних християн.

Совсем особый вид имеет арка императора Адриана в Афинах. Она отделяла старый город - “город Тезея” от нового - “города Адриана”. Арка отнюдь не поражает значительной монументальностью: она ажурная, просвечивающая, пространство в ней доминирует над массой. Три небольших пролета прямоугольной формы опираются на плоский постамент с широкой однопролетной аркой. Адриан любил соединение прямых и кривых линий и форм, благодаря чему архитектурная конструкция превращалась в легкое обрамление для прекрасного пейзажа.

После Андриана в Риме постепенно прекращается большое строительство. На римском троне оказывается философ Марк Аврелий - человек, который извещает принципы, далекие античному оптимизму и близкие христианству. Из почетных памятников Марка Аврелия сохранилась триумфальная колонная в честь немецких походов и конная статуя. Извне колонная похожая на колонную Траяна, ее рельефы тоже повествуют о конкретных фактах истории.Стремление к возрождению величия и могущества Римской империи извне проявилось в тяготении к грандиозности, присущий архитектуре и изобразительному искусству иии - первой половины Vи ст. н.э. Нужды римской городской жизни вызвали появление уже в и ст. н.э. нового типа домов: гигантских теремов - общественных бань, рассчитанных на две-три тысячи человек. Это был целый комплекс разнохарактерных по своему назначению сооружений, предназначенных для всестороннего гармонического развития человека. К залам холодных и теплых бань, которые образовали центральное ядро композиции, примыкали многочисленные помещения для гимнастических упражнений и умственных занятий. Огромные своде и купольные залы поражали роскошью обработки из мрамора и мозаик, равно как и дворы-сады с екседрами (полукруглые ниши больших размеров, завершенные полукупольным сводом) и площадками для игр. Наиболее знаменитые термы императора Каракалли (начало иии ст. н.э.), вторые за размером в Риме, дошли к нам лишь в руинах. Они представляли собой своеобразную энциклопедию архитектурно-художественных и конструктивных приемов, которые применялись в римском строительстве. Термы Каракалли занимали колоссальную площадь с газонами, имели залы горячей, теплой и холодной воды (калдарий, тепидарий, фригидарий). Они представляли собой сложные архитектурные сооружения, перекрытые зводами разных конструкций - высшее достижение инженерного гения. Их руины до сих пор поражают величием. А современники Каракалли могли любоваться и блеском полудрагоценных каменьев, и позолотой, и мозаикой, и богатым декором, который покрывал стены и зводи теремов. Под стенами в нишах стояли статуи и статуэтки. Термы Диоклетиана в Риме превосходят колоссальными размерами термы Каракалли.

Художественные идеалы римского искусства иии и Vи ст. н.э. отбивали переломный, сложный характер эпохи: распад давньоантичного уклада жизни и миропонимания сопровождался новыми поисками в искусстве. В развитии последних сильнее проявилась роль провинций и варварских влияний. Грандиозные масштабы некоторых памятников в Риме и в его провинциях напоминают архитектуру Древнего Востока. В то же время оказалась тенденция максимально облегчить архитектуру, усилить в ней роль пространства, одухотворить его.

В римских провинциях продлевался расцвет градостроительства, там были богатые заказы, туда направлялись лучшие мастера с Риму. Среди римских провинций, которые процветали, особое место принадлежит северной Африке. Здесь до сих пор сохранилось много прекрасных зданий - храмов, вилл, портиков, жилых домов, часто со странными мозаиками пола, которые сохранили целые картины в рамах, виртуозные по технике выполнения.

Общий уровень цивилизации во всей Римской империи в то время был высокий как никогда - вплоть до далекой Британии, куда доходил тот же Адриан и где закончил свои дни Септимий Север, глава новой римской династии. У его правление в Риме возникшая иллюзия возможного возрождения бывшего величия.

Пластический стиль становится предельно живописным. Рельефы триумфальной арки Септимия Севера, поставленной в честь десятилетия правления и побед в Месопотамии, еще более, чем в колонне Марка Аврелия, теряют определенность контуров и форм. Камень стены превращается в сплошную ажурную ткань, которая трипоче в неравных отблесках светотени. Известный Север и сведенной при нем базиликой.

О базилике как сооружении, очень распространенному у римлянинов, следует сказать особенно. Тип базилики (от греческого “базилике” - “царский дом”) - прямоугольного извлеченного дома для общественного собрания и советов - возник уже в Греции в иии ст. н.э. Дом разделялся продольными рядами опор (колон, стовпив) на несколько проходов - нефов. Средний неф был обычно выше и шире боковых и освещался через окна над боковыми частями. Чаще всего он завершался выступлением - апсидой. Со временем архитектурная форма базилики использовалась как образец для строительства христианских храмив.