Архитектура старинного египту (XXX - IX ст. К н.э.)


Приведем интересное толкование этой эмблемы в романе польского писателя Б.Пруса «Фараон»:

«...На занавесе была вигаптувана золотом крылатый шар с двумя змеями.

Ты, что вошел сюда, - сказал жрец, - или знаешь ты, что означает этот знак на занавесе?

- Снопа, - ответил прибывший, - это образ мира, в котором мы живем, а крылья показывают, что этот мир кружит в просторные, будто орел

А змеи?.. - спросил жрец.- Две змеи напоминают мудрецу, что тот, кто предаст большую тайну, должен умереть двояко - телом и душой».

Такое изображение було почти государственным гербом и встречается над входами раз в раз. На рис.2.41 помещенные также орнаменты растительного происхождения в виде коршунов с распростертыми крыльями, змей и священного скарабей^-скарабея-жука-скарабея - воплощение солнца.

В период Нового царства строят также скальные храмы. Фасад большого храма Рамсеса Iи (рис. 2.42 и 2.43) на березе Нила был направлен восточнее. Первые лучи солнца на своем востоке заливали всю анфиладу подземных залов храма и проникали к самому святилищу. Храм начинался могущественной поверхностью пилоноподибного склона, перед которым сидят четыре вытесанные в монолите 20-скалы метровые скульптуры фараона. В центре пилона - вход, который ведет к храму с классической схемой планирования, которая повторяет планирование храмов Нового царства на поверхности земли: зал с двумя рядами осиричних столбов заступает двор, дальше идут гипостильний зал и святилище.

Этот храм вообще есть одним из виднейших произведений египетского искусства. Рамсес II, как и его предки, стремился закрепить покорение Нубии строительством там не только крепостей, а и храмов. Но его храм в Абу-Симбели превзошел все, что когда создали здесь фараоны.Все оформление храма было обусловлено одной идеей - всеми возможными средствами превознести могущество Рамсеса II. Начиная от масштабов святилища и заканчивая его декорированием, все было пронизано этой идеей, лучшим воплощением которой является фасад храма. Высеченных из скалы великанов издалека видят все, что плывут Нилом. Достойное удивлению сохранения портретных черт в колосьях такого масштаба. В выборе места для храма далось взнаки такое присущее египетским архитекторам умения поставить памятник с учетом местности, которая его окружает: храм освещается первыми лучами солнца, от которых гигантские скульптуры внезапно закрашиваются темно-красным цветом и кажутся особенно рельефными на фоне синяво-чорних теней, которые они отбрасывают.

Колосья взыскивали незабываемое впечатление всеподавляючой могущества фараона. Образ Рамсеса вообще властвует в храме: над входом высеченное скульптурное изображение его имени, в первом помещении святилища потолок поддерживают пилястры, перед которыми стоят гигантские статуи царя, стены залов покрыты изображениями его побед и, в конце концов, в последнем помещении храма, его культовой молитвенные, среди четырех статуй богов, которым был посвященный храм, стояла и статуя самого Рамсеса.

Скульптуры и рельефы Абу-Симбела - одно из высочайших достижений египетских мастеров. На север, неподалеку от Большого, был расположен Малый храм, который его Рамсес II посвятил богини неба - Хатор. Фасад этого храма (рис.2.44) также имеет вид портала, но скульптуры, которые разукрашивали вход, были размещены в огромных нишах, по три с каждой стороны. Гигантские строения в Абу-Симбели и до сих пор свидетельствуют о Рамсесову славу. Эти храмы попали в зону затопления Асуанского моря, и 1960-в конце х лет их распыляли на блоки и перенесли на другое место.

Если в монументальных скульптурах, которые были элементами архитектурных сооружений (Рамесеум, заупокойные храмы в Абу-Симбели и т.п.), сохранились архаические черты, то в самостоятельных произведениях круглой пластики второй половины Нового царства появляются и выразительные портретные характеристики, и тонкое моделирование человеческого тела, сборок одежды. Это является свидетельством того, что короткий период расцвета реалистического искусства в годы правления Ехнатона (Аменхотепа IV) уже делал невозможным возвращение в прошлое. Особенно выразительно это проявилось в настенных рельефах и росписях (не только в светских зданиях, а даже в храмах), где утвердили и развили начатые при Ехнатони образная глубина и утонченность художественных творив.

Развитие искусства Нового царства было приостановленный войнами и внутренними конфликтами. В годы так называемого Позднего периода (XI - IV ст. к н.э.) эти процессы привели к распаду Египта на северную и южную части. Дальнейшая история когда-то большого государства связана с протекторатом сначала ливийских династий, которые снова объединили Египет, потом - Эфиопии и Нубии. В 671 г. к н.э. Египет был завоеванный Ассирией, а еще через столетие - Персией. В сущности, Поздний период - время медленного, но беспрерывного упадка во всех сферах существования Египта, в том числе в искусстве и архитектуре, который не оставил мира выдающихся пам'яток.





Вернуться назад