Архитектура старинного египту (XXX - IX ст. К н.э.)


Просто-таки исключительным за своей монументальностью был храм Амона в Карнаку (рис. 2.36). Его входные пилоны височили на 43 г и поднимались к небу, словно непоколебимые скалы. Перед пилонами поднимались исполинские, оковани золотыми письмами мачты, а сквозь открытую дверь разворачивалась безграничная анфилада дворов и залов. В день пожилого солнцестояния продольная анфилада храма, когда солнце уже было на вечернем круге, вдруг озарялась к самому святилищу.й

Аллея сфинксов совмещала Карнак с Луксором, где тоже высился могущественный храм Амона длиной более чем 260 г (рис. 2.36, 2.37). В нем большинство колонн имеет вид жмуткив папируса (стилизованные даже ремешки, которые связывают отдельные стебли), а их капители сделанные, как нерозпукли бутоны.

Строительство этого храма, как и многих других, начинали из копание каналов, которые подводили как можно ближе к будущему сооружению. Это экономило затраты на транспортировку каменьев. Все египетские храмы расположены неподалеку от Нила, ведь длина каналов не превышала 0,5-1 км.

На противоположному Карнаку и Луксору - западному (левому) березе Нила фараоны строили свои поминальные храмы. Среди них заметно отличается храм Рамсеса II - большого завоевателя и неутомимого строителя храмов. Этот храм, так называемый Рамесеум, соорудил зодчий Пенра. Комплекс имеет сложную планировочную структуру, обусловленную поховальним ритуалом. К ансамблю зданий, кроме храма с несколькими дворами, колонными залами и святилищем, были включены также церемониальный дворец и помещения казн. Сооружения заупокойного храма Рамсеса ии пышно украшены скульптурой и рельефными росписями. Фасад церемониального дворца имел вид портика с двойной колоннадой. Из массива прямоугольных в плане колонн вырастали великаны в царской одежде (рис.2.38). Это так называемые осирични столбы (от Осириса - египетского бога воды и растений). Присущий египетскому искусству синтез архитектуры и скульптуры перерастает здесь в полное подчинение скульптуры архитектуре. Колоннады окружали и широкие дворы храма, объединяя их в целостную, ритмически построенную художественную композицию.

Объединение в комплексе Рамесеум заупокойного храма и церемониального дворца было первым из аналогичных решений в древнеегипетской архитектуре второй половины Нового царства.

В официальных рельефах дворцов и храмов этих пор художники трактовали образ фараона как покорителя других народов, очильника сильнейшего в мире государства, как удачного охотника. Поэтому сцены охоты стали любимыми сюжетами в рельефах и настенных росписях Египта этого периода.Завершение Большого гипостильного зала храма Амона в Карнаку тоже состоялось во времена Рамсеса II. Этот зал своими размерами лишь кое-что меньший современного стадиона - 52x103 г (рис.2.39). Сюда зритель проходил с залитого солнечным светом двора и здесь блеск солнца уступал местом сутини. Лучи света, которые пробивались сквозь каменные играть, освещали верхи колонн с капителями, которые имитировали розпукли цветки лотоса. В темной сниженной части зала капители имели форму бутонов. Средние колоны-великаны имели диаметр 3,5, а высоту - 20,4 г; огромные размеры и тесная расстановка колонн усиливали впечатление безмерной тяжести. Впечатления дополнялось цветным решением зала. Большое количество разноцветных рельефов на стволах колонн обогащала интерьер. Над этой окаменелой рощей нависало нарисованное на каменных плитах потолка голубое небо с золотыми звездами и парящими змиеголовими шуликами. Люди ощущали себя придавленными каменными массами потустороннего мира, которые наступали на них.

Художественные образы Старинного Египта тесно связанные с религиозными представлениями и должны были прививать богомольцам идею силы государственной власти и вечности существующих общественных видносин.

Относительно сроков строительства подобных зданий, то оно часто продлевалось несколько столетий. Египетский храм никогда не был целиком завершенным целым. Каждый из следующих фараонов перестраивал дворы и залы, сводил перед ними новые пилоны и т.д. Относительно техники строительства, то известно, что между каменными колонами сводили временные стены из кирпича; они снимали нагрузки из колон во время поднимания и составление блоков и плит перекрытия.

Не считаясь со временами кое-что сверхчеловеческие масштабы зданий, монументальная архитектура Египта сохранила пафос человеческой работы и сделала большой вклад в строительную культуру.

Развитие храмовых зданий постепенно послужило причиной определенного стиля колонн, который сохранялся в течение многих столетий (рис. 2.40). Каменная колонна египетского стиля имеет много общего со своими далекими предшественниками - первоначальными деревянными подпорами, которые поддерживали перекрытие обычных жилых зданий. Колоны, как и стволы деревьев, суживаются кверху. Чтобы горишни концовки деревянных столбов не выскользнули из-под балки, их закрепляют в гнездах толстых оцупкив деревянных досок, плотно прибитых к балкам.У каменных колонн это прямоугольные абаки над капителями. Лишь бы столб не вдавливался в мягкий грунт, его вставляли в обтесанный камень - прообраз базы колонны. Капители колонн были очень разнообразные (рис. 2.27) да еще и выкрашенные в соответствующий цвет (например, пальмоподибни - в зеленый). Стволы колонн цветисто разрисовывали фигурами и иероглифами. Пропорции колонн были относительно трудные: высота колонны большей частью равняется 4-6 диаметрам. Промежутки между колонами были узкими (1-1,5 диаметра колонны). Над входами у помещение часто размещали эмблематическое изображение солнца в виде диска, украшенного символическим орнаментом, который составлялся со змей - знака царского достоинства, и больших распростертых крил.





Вернуться назад