Инженерный гений рифму - колизей, пантеон


При Августе был создан Алтарь Мира - памятник воссоединения приверженцев нового режима и республиканцев, которые испытали поражения. Алтарь представлял собой самостоятельный дом без крыши, которая огораживала жертвенник. Рельефы, которые украшали изгородь, были разделены на два яруса фризом с меандровим орнаментом (ленточный орнамент, как правило, сломанная под прямым углом линия). Нижний изображал застилая все поле стебля, письма и завитки Древа Жизни с птичками и разной живностью на нем; верхний - торжественный ход, который включал членов императорского дома. Властвуют греческая изокефалия (главы изображенных находятся на одном уровне), однако в группу вмешиваются оживляющие ритм фигуры детей разных возрастов. Отдельные персонажи изображены так, будто оборачиваются, они как бы обращаются к зрителю (что было неприемлемо для греческого памятника).Золотое столетие Августа не могло просто так пойти у небытие - ведь вокруг него создавался ореол бессмертия. И Рифм начинает строить себе памятники. Себе и своему семейству Август соорудил на марсовом поле величественный мавзолей, около 90 метров в диаметре, который состоял из двух могущественных концентрических стен и насыпного холма с вечнозелеными деревьями. Возможно холм венчался статуей правителя.

Представление о стиле культовой августовской архитектуры дает храм в Ними (поч. И ст. н.э. Южная Франция), что принадлежит к типу псевдопериптера, в котором акцентировалось внутреннее пространство. Классические формы коринфського ордеру строго соблюденные, пропорции стройные, в сравнении с республиканскими храмами появилось тяготение к изяществу, нарядности. Храм вибудований из розового известняка, имеет шестиколонний портик. В композиции целого проступают волевая напруга и умственная ясность, которые прибавляют дома оттенок официальности. Торжественность усиливается и тем, что храм поднят на высокий подиум (основу).

Рядом с господствующим классическим течением продолжала развиваться архитектура, которая имела чисто практическое значение, например, инженерные здания. Мудрая простота замысла, умение достичь художественного результата некоторыми, но выразительными средствами отличают грандиозный по высоте Гардський мост в Ними (Южная Франция), что является частью акведука, который поставляет водой город Немуз. Мост представляет собой многоярусную аркаду над долиной реки Гарь. Почти равные по высоте пролеты арок двух нижних ярусов завершаются низкой аркадой. Горизонтальность и масштабность сооружения и вместе с тем его легкость подчеркнуты динамикой ритма нарастающих разного размера арочных пролетов средней аркады, которая получила значение композиционного центра. Гардський мост - символ инженерного искусства Риму.

Уже при первых приемниках Августа начинает исчезать мнимая идеальность золотого столетия. Новой вехой в искусстве стало правление Нерона, одного из самых сумасшедших деспотов на римском троне.

Император Нерон решил прибавить Риму новый вид. Он смотрел на Рифм, как на свое личное владение, в котором центром должный был стать его дом. По приказу императора были тайно сожженные несколько городских кварталов, на месте которых император соорудил его - знаменитый Золотой дом. Он был и дворцом, и виллой одновременно. Древние авторы, сильно преувеличивая, писали, что здесь расстилались безбрежные сады и поля и все было необыкновенное и огромное. Сохранилось несколько залов. Некоторые из них имеют необыкновенную форму (например, восьмиугольную). Стены, арочные ниши, своде перекрытия сведенные настолько умело и красиво, что дом, лишенный всяких украшений, поражает своей оригинальной конструкцией. Украшали дом фрески третьего помпейського стиля, еще более утонченные и тонкие, чем когда-то. На светлом фоне золотисто-желтым, голубоватым, изумрудным были разграничены тонкие рамки, между которыми на хрупких гирляндах свисали золотые сосуды. На стенах в рамках смешались отдельные картинки, сверху шли небольшие фризы с фантастическими изображениями морских кентавров, птичек, масок.

Высокий расцвет переживали провинции. Римская империя превратилась в империю рабовладельцев Средиземноморье. Сам Рифм приобрел вид мирового государства. Конец и - начало ии ст. н.э. (период правления Флавийв и Траяна) - время создания грандиозных архитектурных комплексов, сооружений большого пространственного размаха.

Рядом с древним республиканским форумом были сведенные предназначенные для торжественных церемоний форумы императоров (Форум Траяна и др.), жаждущих увенчать себя пышными сооружениями. Строились многоэтажные дома - они определили вид Риму и других мост империи. До сих пор поражают своим суровым величием руины гигантских дворцов цезарей на Палатини (и ст. н.э.).

Воплощением мици и исторической значимости императорского Рима были триумфальные сооружения, которые прославляли военные победы Рима. Триумфальные арки и колоны сводились не только в Италии, но и в провинциях в славу Рима. Римские сооружения были там активными проводниками римской культуры, идеологии.

Арки сооружали из разных поводов - и в честь побед, и как знак освящения новых городов. Однако их первичное содержание связано с триумфом - торжественным ходом в честь победы над врагом. Проходя через арку, император возвращал в родной город уже в новом качестве. Арка была границей своего и чужого мира.Возле входа на римский Форум в память победы римлянинов в Иудейской войне была сооруженная мраморная Триумфальная арка Тита (81г.н.э.), что подавляло восстание в Иудее. Тит, который считался здравомыслящим и преисполненным благородства императором, правил сравнительно недолго (79-81г.). арку сооружали в честь правителя в 81г., уже после его смерти. Сделанная по форме, которая сверкает белизной однопролетная арка (15,4г высоты, 5,33г ширины) служила основанием для скульптурной группы императора на колеснице. Расчленение каменного массива классическим ордером прибавило соразмерности и ясность формам. По сторонам прореза арки Тита расположенные по две коринфськи колона. Украшает арку высокая надстройка - аттик, с посвящением Титови “От сената и народа римского”.





Вернуться назад