Инженерный гений рифму - колизей, пантеон


Древний Рифм дал человечеству настоящую культурную среду: прекрасно спланированные, удобные для жизни города с мощеными дорогами, мостами, домами библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, священных нимфам), дворцов, вилл и просто красивых домов с добротной красивой мебелью - все то, что характерно для цивилизованного общества.

Римлянины впервые стали строить “типу” города, прообразом которых появились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улица^-карда и декуманум, на перекресток которых сводили центр города. Городское планирование подчинялось строго продуманной схеме.

Практический состав римской культуры обозначался во всем - в трезвости мышления, нормативном представлении о целесообразном миропорядок, в скрупулезности римского права, которое учитывало все жизненные ситуации, в тяготении к точным историческим фактам, в высоком расцвете литературной прозы, в примитивной конкретности религии.В римском искусстве периода расцвета главную роль играла архитектура, памятники которой и теперь, даже в руинах покоряют своей мощью. Римлянины положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, что воплотили идеи могущества государства и рассчитанным на огромные количества людей.

Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштаба строительства. Римлянины ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, прочности) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж.

Красота и мощь римской архитектуры раскрываются в умной целесообразности, в логику структуры сооружения, в художественно точно найденных пропорциях и масштабах, лаконизме архитектурных средств, а не в пышной декоративности. Огромным завоеванием римлянинов было удовлетворение практических бытовых и общественных нужд не только господствующего класса, но и масс городского населения.

История Риму делится на два этапа. Первый - эпоха республики, - что начался в конце Vи ст. к н.э., когда с Риму были изгнаны етруськи цари, и длился к середине и ст. к н.э. Второй этап - императорский - начался правлением Октавиана Августа, которое перешло к единовластию, и длился к иV ст. н.э.

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ПЕРИОД

Начало древнеримского искусства принадлежит к периоду республики (конец Vи - середина и ст. к н.э.). Оно достигло расцвета в период образования мирового рабовладельческого государства, разнородного за этническим и социальным составом сложной по хозяйственной и общественной организации.

Нужды римского общества породили много типов сооружений: амфитеатры, термы, триумфальные арки, акведуки и др. На римском грунту достали новое архитектурное решение дворцы, особняки, виллы, театры, храмы, мосты, надгробные памятники. Рационализм, который лежит в основе римской архитектуры, оказывался в пространственном размахе, конструктивной логике и целостности гигантских архитектурных комплексов, суровой симметрии и четкости.

С распространением римского господства на Грецию и эллинистические государства у Рифм проникли утонченность и роскошь эллинистических городов. Приток богатств из завоеванных стран на протяжении иии-и ст. к н.э. изменили характера римлянинов, порождая среди господствующих классов расточительство. Ввозились в огромном количестве знаменитые греческие статуи и картины греческих мастеров. Римские храмы, дворцы превратились у своего рода музеи искусства.

Увлечение греческим искусством появилось прежде всего в обращении к ордерной системе. В то время как в греческой архитектуре ордер играл конструктивную роль, в Риме он использовался главным образом в декоративных цилях.

Опорные функции в римской архитектуре выполняла обычно стена. Римлянины изобрели бетон - важнейший строительный материал, с помощью которого закрепляли здания, которые сооружаются. Они открыли новый способ сведения домов - монолитно-оболончатий вместо стоечно-балочной системы. При стоечно-балочной системе, как видно из названия, основу конструкции составляют две стойки, на которые лежит горизонтальная балка. Основу монолитно-оболончатой системы составляют две узкие кирпичные стены, между которыми залитый битый щебни с бетоном, извне они облицовывались мрамором или другими породами каменьев. Преимущества новой системы строительства видные и сейчас: от многих греческих храмов с их колонами, на которые лежат перекрытия и фронтоны, осталось по 2-3 колона, много же римских домов дожили к нашим днив.





Вернуться назад