Методы архитектурного проектирования (за Б.Г.Бархиним)


План

1.Фактор экономики

2.Композиция как целостность

3.Художественные средства и закономерности

4.Архитектурный образ

5.Метод проблемного проектирования

6.Метод экспериментально-лабораторного проектирования

Литература

1.Фактор экономики

В основе всякого конструирования лежит принцип экономного использования материала и работы. Архитектор добивается максимального комфорта и художественной выразительности при меньших затратах, оценивает все критерии экономичности - проекта, строительства и эксплуатации в их взаимодействии.

В процессе проектирования идут поиски рациональной объемно-планировочной и пространственной структуры. В производственных и общественных зданиях, в объектах культуры, спорта и др. проверяются принципы трансформации и маневренности использования помещений с целью получения экономического эффекта.

Проблема экономичности особенно тщательно разрабатывается на жилой тематике. Здесь выбор структуры здания и взаимосвязей квартиры с коммуникационными узлами решает принципиальные вопросы экономической целесообразности.

В социальном аспекте проекты должны учитывать экономию здоровья, моральных и физических сил людей, решать проблему восстановления нервной энергии человека, его трудоспособности, в том числе путем экономии времени на передвижение и т.п.. В эстетичном плане методика архитектурного проектирования направлена на организацию заданного программой утилитарного жизненного процесса и его оптимизации с наиболее скошенной выразительностью, с экономной затратой художественных и материальных засобив.

2.Композиция как целостность

Рассмотрение объекта проектирования как системы подводит архитектора к пониманию композиции как конкретного единства и внутри себя расчлененной целостности. Овладение композиции связано с умением выделить главное, важное, установить правильные соотношения главного и второстепенного.

Работа над композицией, прежде всего, состоит из поисков пространственной организации среды. Целостность пространственной композиционной структуры определяется целесообразностью внутреннего построения и внешних связей объекта и выражается в соразмерности форм и их гармонизации, в апелляции к внутреннему миру человека, к его архетипичного чувство эстетичной упорядоченности.

Композиция архитектурного произведения создается по законам необходимости и красоты. В архитектуре критерии прекрасного и целесообразного определяются совокупностью технических и экономических условий, мировоззрения и идеологии, характерной для общества [191, стр. 150].

Приступая к разработке композиции сооружения или ансамбля, автор должен определить тему, которая будет главной в композиции.

В результате комплексного подхода к проектированию автор должен решить сложную творческую задачу - создать целостную по замыслу, законченную и гармоничную архитектурную композицию.





Вернуться назад