Ренессансная архитектура Львова (ХVI - пер. поль. XVII ст.)


Ренессансная архитектура Львова (ХVI - пер. поль. XVII ст.)

Когда после упадка Киевской Движении и Галицко-Волынского княжества, Украина была разделена между Большим княжеством Литовским и Польшей, в архитектуре и изобразительном искусстве продолжали сохраняться традиции, художественные формы, приемы предыдущей эпохи. Верность древнеукраинским художественным традициям была одним из способов сохранения национальной самотождественности, самобытности. Тем более, что многочисленные набеги татар, сложная политическая обстановка, относительно слабое экономическое развитие оказывали содействие определенному традиционализму, скорее сохранению приобретенного, чем новациям. И в то время, когда в Европе развивается гуманистическое искусство Возрождения, в архитектуре, изобразительном искусстве Украины властвуют древнерусские, византийские, готические традиции, каноны. Но постепенно в Украину проникают и распространяются влияния европейского ренессанса как в области архитектуры, так и изобразительного искусства. Не обошли эти влияния и город Львов.

Начиная с военных фортификаций, постепенно веяние Ренесанса переходили и в городскую архитектуру, как культовую, так и гражданскую. Этому оказывали содействие как и бодрые торговые отношения Львова, с городами Италии, Германии, Польши, так и обучение молодежи в итальянских университетах, где они воспринимали не только ренессансные идеи, но и художественные вкусы; приглашение иностранных мастеров к украинским мист.

В 1527 году большой пожар уничтожил почти весь Львов и восстанавливался уже он в новом, ренессансном стиле. Вместо отвесных, обостренных, направленных к небу готических форм утверждаются уравновешенные, благоустроенные композиции со спокойными, логически продуманными и чистыми формами, воспринятыми от античной архитектуры.

Ведущую роль в 2-архитектуре ой поль. XVI ст. в Льве сыграют итальянские архитекторы Петр Барбон, Паоло Доминичи, которого в Льве называли Павлом Римлянином, Петр Итальянец и др. Работали в Льве также немецкие, польские архитекторы, как и местные мастера.

В целом в архитектуре Львова 2-ой поль. XVI - поч. XVII ст. выразительно прослеживаются две тенденции. Одна, представленная в домах патрициату, католических храмах, часовнях - следование формам, традициям итальянского и Северного Ренесанса, распространение архитектуры европейского Ренесанса на Украину Вторая, представленная в православных храмах - синтез древнерусских га ренессансных архитектурных форм. Именно эта вторая тенденция начала возникновение нового сугубо украинского стиля, который гармонично соединит традиции украинской архитектуры с достижениями европейской и достигнет величественного расцвета в стиле украинского бароко.

Но нельзя сказать, что сугубо ренессансное направление в архитектуре Львова был отгорожен от местных влияний и традиций. В скульптурном декоре, архитектурных формах дворцов патрициев, и католических храмов ощущается влияние как традиций украинской орнаментики, так и архитектурных форм.

Именно за проектами Павла Римлянин построен такие жемчужины ренессансного Львова, как монастырь и костел бенедиктинок, часовня Кампианив, костел и монастырь бернардинив.

Костел бенедиктинок небольшой, с узкими стинами-бойницями, могущественными контрфорсами напоминает крепости-крепости-костел-крепости XV ст. К нему примыкает квадратная башня, лаконичная и монументальная, типично ренессансных форм. "Внизу - портал с полуциркульной аркой, выше - такая же ниша со скульптурой, еще выше - окно той же формы. Ясная ритмика членений, однотипная обработка ниш и оконных отверстий подчеркивают цильнисть архитектурного образа Завершает сооружение фриз типично ренессансных форм и замечательный аттик, что напоминает каменную резную корону. На каждой его стороне, пишет Г. Островский, - скульптура, обрамленная волютами, кути отмеченные энергичными акцентами лепных украшений" Монастырский дом имел по фасаду открытую лоджию, ;,ку образовывали три арки, между которыми стояли статуи. Сооружения монастыря бенедиктинок образовывают уголок ренессансного Львова, будто перенесенный из Северной Италии.

Костел бернардинив ближе за стилем к сооружениям Северного Ренесанса - плавные, волнистые линии главного фасада, динамические статуи святых. Это можно объяснить как и участием в строительстве костела вроцлавського архитектора Андреаса Бемера, так и особым вниманием Павла Римлянина к местным архитектурным традициям, к вкусам и требованиям замовникив.

В одной из найсвоеридниших сооружений лививського ренессанса, Успенской церкви, которую строил тот же Павел Римлянин, выразительно прослеживается синтез ренессансных и древнерусских архитектурных стилей, которые создают целостное и эстетично совершенное единство. Но ансамбль Успенской церкви заслуживает особого внимания.В ансамбль входят самая церковь, башня Корнякта и часовня Трех святителей. Церковью опекалось славное Львовское Ставропигийське братство. После пожара братство в 1591 г. стало строить новую церковь. Автором проекта был Павел Римлянин, который также руководил строительными роботами, позднее к ньою присоединился также известный львовский архитектор Войцех Капинос, а завершил строительство Амвросий Прихильний. Но авторство полностью принадлежит Павлу Римлянину.





Вернуться назад