Софийской собор


Главной композицией южной башни есть фреска "Ипподром", что рассказывает о втором приеме княгини императором - на константинопольском ипподроме, где она была свидетелем конных соревнований.

В верхней части башни хорошо сохранилось изображение дворца ипподрома - большого трехэтажного сооружения с открытыми галереями, где расположились зрители. По правую сторону в императорской ложе сидит император Константин Багрянородний. Художник убедительно передал его портретные черты - выразительные глаза, большой нос с горбинкой, бороду. Рядом - княгиня Ольга в светлом одеянии, с составленными на груди руками. Со спектаклями на ипподроме, очевидно, связанные фресковые композиции "Акробаты" и „скоморохи", где музыканты играют на струнных, ударных и духовых инструментах (среди них - пневматический орган).

На стенах обеих башен хорошо видно орнаменты, символические рисунки и многочисленные охотничьи сцены: "Охота на медведя", "Борьба ряджених", "Охота на вепря" и т.п.. Эти фрески рассказывают о быту феодального двора, об охотничьем промысле, о животном и растительном миру Киевской Движении. Фрески башен - уникальная памятка средневекового монументального искусства и важный исторический источник, который свидетельствует о культурных связях Киевской Движении и Византии.

Обращает на себя внимание роспись, которая сохранилась в бывший хрещальни собора, в частности фресковая композиция XI столетие "Сорок севастийських мучеников". Хрещальнею помещение стало на рубеже XI - XII веков, когда в арку галереи была встроена апсида. Фрески апсиды - „хрещення" и фигуры святителей - отбивают стилистические особенности монументального искусства того времени.

К нам дошли замечательные памятки древней пластики - орнаментальные шиферные плиты парапетов хор, резной мраморный саркофаг с останками князя Ярослава Мудрого, похороненного 1054 года.В художественном оформлении старинного собора большую роль отыгрывал пол: в центральной части она была мозаичной, в боковых нефах, на хорах, в усипальни - керамической, украшенной цветной поливой. Фрагменты древнего пола уцилили к нашему времени.

На стенах собора открыто древнерусские надписи - графите, продряпани острым предметом по фресковой штукатурке. Особую ценность имеют графите, которые содержат сведения об исторических событиях и культуре Киевской Движении. Уникальным графито есть древняя славянская азбука, которая проливает свет на историю происхождения кириллицы. Из произведений искусства XVIII столетие в Софии сохранились резной деревянный позолоченный иконостас, медная золоченная дверь в нартекси, отдельные фрагменты живописи. Особым вниманием посетителей пользуются мозаики, фрески и шиферный рельеф из Михайловского Златоверхого собора (начало XII столетие), что сохраняются в Софии на втором этаже. Сравнивая росписи обеих храмов, можно проследить за стилистическими изменениями в древнерусском искусстве за период, который разделяет эти памятки. В михайловскому живописи больше динамики, ризноманитниши позы, пропорции фигур извлечены, мозаичная смальта кое-что большая за софийскую, в палитре мозаик преобладают зеленые тоны в объединении с фиолетовым, розовым, сиро-билим.

В росписях заметное усиление графического начала, особенно в трактовци наряда. Считают, что в создании михайловского росписи принимал участие известный древнерусский художник Алипий из Киево-Печерской лавры.

В наше время Софийский собор стоит среди бывших монастырских домов - ценных памяток украинского зодчества XVIII столетие. Рядом с ним 76-височить метровая колокольня, покрытая богатым лепленным декором. Своей праздничной архитектурой она отличается среди окружающих сооружений и украшает общий силуэт города.

На юг от собора содержится дом Трапезной, что в XIX веке был перестроечный в Теплую церковь, ее своеобразный силуэт и выразительные архитектурные формы характерные для памяток украинской барочной архитектуры.

Дом митрополита - двухэтажное монументальное сооружение с пышным барочным фронтоном и художественным декором на фасадах - со временем также изменял свой внешний вид, однако в основном сохранил формы XVIII столетие. Он расположен напротив главного входа к Софийского собора и считается одним из выдающихся образцов украинской гражданской архитектуры XVIII век.

К первой половине XVIII столетие принадлежит строительство хлебные в юго-западном уголке территории. В XIX веке дом этот было реконструировано и в нем содержалась консистория. Научно-исследовательские работы помогли установить первоначальные архитектурные формы памятки и определить ее место в истории отечественной архитектуры. Рядом с этим домом расположено двухъярусную Южную въездную башню, созданную в середине XVIII столетие. Позднее здесь сохранялась часть консисторского архива. Увенчана башня полусферическим куполом с высоким шпилем.





Вернуться назад