Софийской собор

Главная - Архитектура - Софийской собор

В наборе мозаики использованы преимущественно смальту-сплав стекла с солями и окисями металлов, однако встречаются также кусочки естественного камня. Кубики смальты (размер которых в среднему 1 кубический сантиметр) непосредственно вдавливались на стене в сырую штукатурку. Исследователи считают, что над их преподаванием работало восемь художников-мозаистов (имена неизвестные). Мозаики отличаются яркостью и цветовой насыщенностью, их палитра начисляет 177 оттенков. Треть всей площади мозаик - это золотой фон. На нем выполнено изображения преимущественно в синих, серо-белых и пурпуровых тонах. Каждый цвет имеет ряд оттенков (красно-розовый - 19, синий - 21, зеленый - 34, золотой - 25 и т.п.). Для мозаик характерные с одной стороны - объединение цветовых пятен, которые воспринимаются на большом расстоянии (синее одеяние Оранти на золотом фоне, насыщенный малиновый престол в центре „евхаристий" в объединении со светлым серо-белым нарядом апостолов и синими хитонами на фигурах Христоса), со второй стороны - сложное утонченное нюансування цвета в передаче лиц, складок одежды и т.п.. В этом отношении особый интерес вызывает изображение Гаврийла с „благовищення".

Мозаики алтаря и главного купола представляют органическую составную часть единого ансамбля росписи Софии, сдача которого представлена фресками. Фресковые изображения в какой-то мере сохранились во всех древних помещениях собора, и в первую очередь на стенах центрального пидбанного просторную (евангельские сцены). В приделах - жертвеннику и дияконнику - мы видим циклы фресковых композиций, которые рассказывают о диве Марию (алтарь иоакима и Анни) и о действии апостола Петра (алтарь Петра и Павла).

Роспись южного алтаря (Михайловского) посвященный архангелу Михайлу, який считался на Движении покровителем Киева и княжеской жены. Фрески крайнего, северного алтаря повествуют о святом Георгии - духовного патрона князя Ярослава Мудрого.

Большой интерес вызывает цикл фресковой росписи, которая сохранилась на хорах. Это сюжеты „зустрич Авраамом трех подорожных", „гостиннисть Авраама", "Жертвоприношение исаака", „три отроки в пещи огненной", "Тайна ужин", „чудо в Сарыче Галилейський" и т.п..

Значительное место в росписях собора занимают орнаменты: они обрамляют оконные и дверные прорезы, подчеркивают линии арок и сводов, сбегают по пилонам и столбам, панелью проходят свыше полом.Цветовая гамма древних фресок создавалась на объединении темно-красных, желтых, оливковых, белых тонов и голубого фона. Для росписи Софии характерная четкость композиции, выразительность образов, цветистость, органическая связь с архитектурой. Весь ансамбль стенописи Софии Киевской по своему смыслу был подчинен единому замыслу - пропаганде христианского вероучения и утверждению феодальной власти. Вместе с тем роспись главного храма государства должен был показать величие Киевской Движении, ее международное признание, роль киевского княжеского дома в политической жизни Европы. Поэтому в Софии значительное место отведено светским композициям. На трех стенах центрального нефу, напротив главного алтаря, был написан семейный портрет основателя собора князя Ярослава Мудрого. В центре цигй огромной композиции содержалось изображение Христоса с фигурами княгини Ольги и князя Владимира. С обеих сторон к этой группе подходили Ярослав, его жена княгиня Ирина, их сыны и дочери. Возглавлял процессию Ярослав, который держал в руках модель собора. Здесь Ярослав - строитель города и основатель митрополитского храма - выступал как продолжатель дел своей прабабки Ольги и отца Владимира, которые много сделали для объединения славянских племен, укрепление Киевской Движении и установление равноправных отношений с Византией и другими странами. Члены семьи Ярослава также играли значительную роль в политической жизни Европы: жена князя была дочерью шведского короля, два его сыны были женаты с византийскими принцессами, дочери были королевами Франции, Норвегии, Венгрии. По словам писателя того времени Илариона, Русь была „ведома и сльишима есть всемы четьирьми конци земли".

К сожалению, к нашему времени от этой фресковой композиции уцилили лишь фигуры детей Ярослава на южной и частично на северной стенах. О сдаче изображений рассказывает рисунок голландского художника А. ван Вестерфельда, который видел фреску в середине XVII столетие.

Та же самая смысловая линия продлевается в росписи двух лестничных башен собора. В наше время ученые довели (доктор исторических наук С. О. Высоцкий), что фрески башен повествуют о важном политическом и культурном событии в жизни Киевской Движении середины Х век - о приезде к столице Византии киевской княгини Ольги и о почете, который проявил ей император Константин Багрянородний. В северной и южной башнях живописный сказ начинается снизу и соответственно продлевается по мере восхождения вверх.

Фрески северной башни рассказывают о торжественном въезде Ольги к Константинополю. От этой композиции вцилили лишь фрагменты отдельных сцен, где изображена императрица со свитой и императора Романа ( сына Константина Багрянородного ) на белом кону. На верхней площадке ступенек сохранилась большая композиция „княгиня Ольга на приеме у Константина Багрянородного". По левую сторону - император, который сидит в дворце на троне, и два охранники, вооруженные копьями и щитами. По правую сторону, в центре, изображена княгиня Ольгу. На ее голове - корона, зпид которой на плечи спадает белый прозрачный плат. Рядом с Ольгой - женщины из ее свиты.