Софийской собор

Главная - Архитектура - Софийской собор

Софийской собор

Созданная в далекому XI веке София Киевская во все времена захватывала и продолжает захватывать людей как выдающееся произведение искусства. Еще древнерусский писатель Иларион сказал о ней: „церкви странная и знаменитая всем округниим странам..."

Вокруг Софийского собора высились патрональни ирининська и Георгиевская церкви, каменные княжеские и боярские дворцы, деревянные жилье киевлян. Важное мистобудивниче значение сохранил храм в следующие времена - и после нашествия орд степных кочевников в грозному 1240 году, когда, ограбленный, но уцелевший, он был действующим городским собором; и в XVII столетии, когда на его дворе сводились деревянные монастырские дома; и в XVIII веке, когда вокруг него вырос ансамбль каменных барочных сооружений, который украшает Киев и в наш час.

С Софией Киевской связано много событий политической, общественной и культурной жизни Старинной Движении. Здесь проходили торжественные церемонии „посаження" князя на киевский престол, встречи иностранных посланцев, укладывались соглашения о миру между князьями. Здесь содержалась первая на Движении библиотека, собранная Ярославом Мудрым, существовала мастерская художников-миниатюристов и переписчиков книг. Возле стен собора собиралось киевское вече. Значение общественного центра сохранила София и в следующие века. Памятного январского дня 1654 года на площади перед собором киевляне поздравляли исторические решения Переяславськой совета.

Перестройки XVII-XVIII столетий коренным образом изменили первоначальный вид памятки, но под более поздний барочными наслоениями сохранились конструкции XI век. Основные размеры внутри здания (37 х 55 метров и высота 29 метров) остались давними. Однако композиционный замысел и архитектурные формы сооружение были другими. На восточном фасаде выступали пять апсид (что свидетельствовало о внутренней п'ятинефну структуру), с севера, мероприятия и пивдня собор окружало два ряда открытых галерей - двухэтажные внутренние и одноэтажные внешние. Сооружение было увенчано тринадцатью куполами полусферической формы, покрытыми свинцом. На западном фасаде высились две асимметрично поставленные лестничные башни для подъема на хоры. Восточный конец северной галереи представлял собой замкнутое помещение с небольшой апсидой, где содержалась великокняжеская усипальня (здесь стояли каменные саркофаги Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославича, Владимира Мономаха и других политических деятелей Старинной Движении).

Своеобразной живописности внешнему виду собора предоставляла открытая кладка стен - ряды темно-красного бутового камня, прослойки тонкого кирпича (плинфи) на розовом цем'янковому растворе.

Внутри собора в основном сохранились архитектурные формы XI столетие. Это - стены основного ядра строения, двенадцать крещатых столбов, которые разделяют внутреннее пространство на пять нефов, столбы и арки галерей, а также тринадцать куполов со световыми барабанами. Главный купол, который поставлен на сечении продольного и поперечного нефов, освещает центральный пидбанний простир.

В XVIII столетии над одноэтажными галереями были надвыстроены вторые этажи с куполами и заложены открытые арки. Внутри было розтесано окна в стенах собора, на месте древний вход сделан большую арку. Не сохранилась западная двухъярусная тройная аркада в центральной пидбанний части (аналогичная южной и северной) и старинные хоры над ней. Через это центральный пидбанний пространство, которое имело в давность форму ривнокинцевого креста, в западной части изменил первоначальный вид. Особую ценность представляет настенная роспись Софии Киевской XI век - 260 квадратных метров мозаик (изображений, набранных из кубиков разноцветной смальты) и около 3000 квадратных метров фресок, выполненных водными красками по сырой штукатурке. Мозаики и фрески, которые сохранились, - это треть всей живописи, которая украшала в давность храм. К XVII столетия принадлежат первые известные возобновления фресок Софии, выполненные клеевыми красками. На рубеже XVII - XVIII веков все стены собора было оштукатурено и побелено. Сверх этого пласта на протяжении XVIII столетие стены покрывали масляной росписью. В XIX веке фрески было раскрыто, и их снова возобновили маслом, в основному сохраняя при этом древний рисунок. В тех местах, где фрески были утрачены, прибавили новую штукатурку и живопись. С организацией музея в Софийском соборе проведено большие реставрационные работы: очищена мозаики, из фрески сняты более поздний масляные наслоения, штукатурку и роспись укриплено. Поздние изображения оставлены лишь там, где не сохранилась древняя штукатурка. Поэтому, кроме мозаик и фресок XI век, на стенах собора мы видим отдельные произведения XVII-XVIII столетий и работы XIX век. Преимущественно это живопись религиозного содержания, но для нас он ценный своими художественными достоинствами - рисунком, цветовым решением, композиционными приемами, передачей внутреннего мира человека.Объединение мозаик и фресок в едином декоративном ансамбле - характерная особенность Софии Киевской. Цветистые мозаики украшают главный купол и центральную апсиду, предрасполагая внимание человека к алтарной части храма. На мозаиках изображены основные персонажи христианского вероучения: в зените купола в медальоне - Христос-Вседержитель, вокруг него - четыре фигуры архангелов, из которых сохранилась мозаичной лишь одна в голубой одежде (другие дописанные М. Врубелем 1884 года). В простенках барабана - двенадцать апостолов (мозаичным уцилило частично изображение Павла). На парусах - четыре евангелисты (наиболее полно дошло к нам изображение Марка). На столбах передвивтарной арки размещены сцену "Благовещение": по левую сторону - фигура Гаврийла, по правую сторону - дивы Марии. Свыше ними на арках выполнено изображения мучеников в медальонах. Над алтарной аркой хорошо сохранилась мозаичная композиция „деисус" („молиння"). В своде главного алтаря - величественная шестиметрова фигура Оранти: в среднем регистре апсиды - многофигурная композиция "евхаристия" (символическая сцена причащения апостолов), сверху - "Святительский чин" (фигуры святителей и архидьяконов).