Традиционные млинарськи сооружения Украины


На отличие от столбовых (немецких) корпус шатровых (голландских) ветряных мельниц не двигался; возвращал лишь крыша (шатер) сооружения вместе с крыльями и валом. Корпус такого ветряной мельницы, восьмигранный или круглый в плане, суживался кверху, что предоставляло большей стойкости млинарський сооружению. На Полесье, где большей частью были такие мельницы, случались в прошлому и вежоподибни ветряные мельницы с вертикальными стенами. По мнению исследователей, это более давний вид ветряной мельницы шатрового типа, или так называемый кругляк (5).

Как шатровые, так и столбовые ветряные мельницы преимущественно имели два уровня: на первом был амбар для зерна и муки, на второму - механизм для помола зерна, а иногда - ступа. В зависимости от строительных материалов в разных историко-этнографических регионах Украины стены корпуса ветряной мельницы сводили як зрубной, крюк и каркасной конструкции: на Юге йх нередко мурували с камня. Крыши покрывали соломой, гонтом, драницею, а на изломе ХиХ-ХХ столетий и бляхой.

Принцип работы всех типов ветряных мельниц почти одинаковый. Под силой ветра крыла (их могло быть четыре, шесть или восемь) возвращали и приводили в движение горизонтальный вал. Как и в мельницах водных, вместе с валом возвращало насаженное на него колесо с куличками, которое через баклушу урухомлювало веретено с верхним камнем. Каменья устанавливали на невысоком помосте, над ними закрепляли ковш для зерна. Жорна закрывали деревянным кожухом. Зерно подавали равномерно благодаря вибрации специального устройства - конька. Помол регулировался и поднятием верхнего жорна.

Ветряные мельницы были как на одну, так и две постава (т.е. устройства для помола). Иногда рядом с механизмом помола оборудовали механические ступы. Для этого в вал вдовбували накрест два или больше брусьев. Когда вал оборачивался, брусья попеременно поднимали толкачи. Спадая, толкаче измельчали или очищали от шелухи зерно.

Ветряные мельницы всегда оборудовали тормозом, а что механизм для помола большей частью устанавливали на друг ому этаже, то прибавляли еще и устройство поднимать туда мешки с зерном.

Возвращали корпус или шатер ветряной мельницы с помощью водила и прикрепляли его к стоякам вокруг сооружения.

Несмотря на однотипность механизма и принципа його действия, в разных историко-этнографических регионах ветряные мельницы различались особенностями архитектурного решение. На Приднепровье и Полтавщине, например, ветряные мельницы столбового типа были массивные, на низкой основе, имели кое-что осадистую форму. их корпус преимущественно каркасный, шалеванный досками по вертикалу. Были здесь как одноэтажные, так и двухэтажные сооружения. Двухэтажные имели большей частью галереи или навесы.

В степных местностях Украины, особенно на Слобожанщине, ветряные мельницы были довольно высокие, иногда достигали свыше 10-12 метров. Стройный каркасный или зрубний корпус устанавливался на высоком деревянном стуле и завершался шоломоподибним крышей с дощатой или жестяной кровлей. Галереи и навесы разукрашивали нескладной резьбам, которая предоставляла слобожанським ветряным мельницам своеобразной привлекательности.

На Полесье, кроме ветряных мельниц шатрового типа, бытовали столбу, в подавляющем большинстве зрубни, хотя ставили и каркасные. В отличие от слобожанських на Полесье ветряные мельницы строили на небольших холмах посреди леса.

Столбовые ветряные мельницы Юга Украины за характером были близки к слобожанських, но их основу, как правило, мурували. Случались здесь и шатровые, круглые в плане, со строящимся бочкоподибним корпусом, как, например, ветряная мельница в селе Александровне на Херсонщине.

Для Буковины характерные шестикрили, столбового типа ветряные мельницы с изысканными пропорциями. На равные второго этажа корпус их имеет небольшое расширение в боковых направлениях. Двухскатные крыши здесь покрывали ґонтом.

Исследование ветряных мельниц дает основания к выводу, которые народные мастера заботились не только о конструктивно-технической и сугубо технологической целесообразности, а и об архитектурно-художественной выразительности формы, пропорциональность ее. Скажем, ветряные мельницы из сел Вильшаной, Ширяевого, Ливенцив и других, что экспонируются в киевскому скансени, поражают архитектурным совершенством, они по правую могут занять видное место среди выдающихся памяток не только украинской, а и мировой архитектуры.

В XIX столетии в Украине был известен еще один мало распространенный тип мельниц - топтал. Пускался он в движение конями и волами. Сооружение состояло из двух помещений. В одном содержался привод, во второму - механизм для помола зерна. За привод в такой мельнице правил наклоненный дощатый круг, на который заводили коней. Животных, топчась, прокручували круг и в такой способ оборачивали вал. Так вот, чтобы мельница работала, кону должны были топтаться на месте. Отсюда и название мельницы. Из-за того, что привод частично углубляли в землю, такая мельница иногда называли еще земляным. В экспозиции Музея народной архитектуры и быта Украины в Киеве реставрировано гоп крюк, перевезенный из села Архипивки Черниговской области.На границе XX столетия водные мельницы и ветряные мельницы постепенно вытесняются паровыми машинами. А дальше с развитием электроэнергетики традиционные мельницы почти повсюду исчезают. Только отдельные млинарськи здания зацилили к нашему времени, и то головно те, которые ради сохранения их были перемещены к музеям просто неба, в частности псрсяслав-хмсльнинького и киевского. Тем не менее такая форма охраны обеспечила сохранение только нескольких десятков мельниц. И хотя позднее к спискам памяток внесли немало других млинарських сооружений, которые все еще оставались по селам Черкасской, Полтавской, Запорожской, Черновицкой и других областей, однако до сих пор много из этих уникальных произведений народной архитектуры уже утрачено, прежде всего из-за того, что своевременно не велись или велись нсквалификовано реставрационный^-реставрационные-охранно-реставрационные работы. Итак обработка и практическое осуществление основных принципов охраны и реставрации млинарських сооружений, которые представляют историко-культурную ценность, актуальные и тепер.





Вернуться назад