Оборонительные храмы Подолья
А впрочем архитектура башни была нетипичный для армянских колоколен. И хотя градостроительная концепция размещения колокольни отдельно от храма подражала принципам композиции армянских ансамблей, оборонительная программа города отразилась на архитектурном решении сооружения, в котором преобладают черты подольской архитектуры. Почти квадратная в плане (11 х 10,7 м), с глухими массивными стенами завтовшки в первом ярусе 2,67 г (10 армянских футов) и в предпоследнему четвертому 2,03 г, она за габаритами плана была сливе идентичная башням-колокольням кам'янецьких оборонительных триконхових церквей - Йоано-Предтеченськой (11,5 х 10) и Тройцькой (11 х 10 м). Высота колокольни - 23 г к венечному карнизу - также приближалась к высоте башен-колоколен (20-21 м) украинских церквей. Помещение первого яруса армянской колокольни представляет в плане квадрат 5,2 х 5,2 г (20 армянских локтей), перекрытый крещатому сводом; в восточной стене, не выступая за внешний периметр, устроена полукруглая апсида, перекрытую конхою. Это помещение является маленькой часовней с отдельным входом через небольшой прорез на южном фасаде, отороченный скромным рустованным порталом ренесансового характера. Прорез соединяется с помещением первого яруса прямоугольным в плане тамбуром, сделанным в толще стены.
За характером белокаменного окаймления отмечается большой оконный прорез в апсиде - со стрельчатой перегородкой и сложным профилем; этот тип облямовань характерный для армянской архитектуры Хи столетие (Санайн) и вместе с тем, за характером кривой и габаритами (1,24 х 2,95 м), приближается к порталу главного входа к Русько-польського магистрату на Рынке (1,45 х 2,7 м). Позднее переработанный на окно, этот прорез в восточном фасаде, отороченный белокаменным готическим порталом, первоначально был входом к колокольне.На второй ярус колокольни вел середстинний ход, куда попадались через низкий (1,5 м) прорез с порталом простой формы на южном фасаде, поднятый на высоту 1,5 г. К нему вдоль фасадной стены велели строящиеся ступени. Этот прием устройства коммуникации с горишними ярусами известный в армянских колокольнях Ахпата и Санайна. Перекрытие между первым и вторым ярусами колокольни, как и высших ярусов, первоначально было деревянное, по балкам. От них во втором ярусе до сих пор остались гнезда, в горишних - обрезы стен. Свод между первым и вторым ярусами появилось в ХVии столетии после того, как первый ярус колокольни переработали под часовню.
По перессказам, часовня устроена 1633 года из фундаций какого-то богатея, который жил на той самой улице и волив со своего дома слушать церковную службу. Г.Бжшкянц сообщает, что возле входа к колокольне была фундацийна плита с изображением распятого Христоса и двумя мужскими фигурами в восточной одежде обабич, что стоят навколишки, углубившись в молитву. Надпись под изображением свидетельствовал, что часовню основал 1633 года армянин Пирзаде, искупая свои вины, как обет у имени душ своих жен Марухни и Турванди. Плита, которая, согласно сведениям М.Бжшкянца, была разбита за турецкой займанщини, до сих пор не сохранилась.
Высота второго и следующих ярусов колокольни соответственно составляла 5,5 г, 3,6 г, 5,6 г. В ярусах прорезы были сделаны по одном на оси каждого фасада. Во втором ярусе помещения освещалось стрельчатыми окнами. Третий и пятый ярусы были боевыми, с пушечными стрильницями, щеки которых расширялись наружу. Ярус звонов был четвертым; здесь в каждой стене было по одном большому прорезу с пивциркульними арочными перегородками, отороченными рустованными архивольтами.
Особой архитектурой на начальном этапе строительства отмечался пятый, горишний ярус башни-колокольни церкви Святого Ниґола - с четырьмя консольно размещенными на рогах круглыми вежками-бартизанами, увенчанными изысканной формы маковками. На две трети своей высоты вежки были в пределах строящегося объема колокольни, вместе с тем верхняя часть их поднималась над венечным карнизом. Консольное решение бартизанив объясняется тем, что в их поле были прорезаны стрильници для подножного боя - машикули. Благодаря этом оборонце, не изменяя позиции, имели возможность обстреливать окраины через стрильнички в стенах и подножие колокольни через машикули. По верху стен колокольни, между бартизанами, вероятно, также был сделан ряд машикулив. Это отвечало назначению горишнього яруса, который выполнял только оборонительную функцию.
Устройство 1633 года часовни в первом ярусе колокольни обусловило частичную перестройку церкви. Готический портал на восточном фасаде переработали на окно, замуровав его нижнюю часть, а широкую камеру дверного прореза заменили апсидой с конхою. Вход к часовне сделали на южном фасаде, рядом со строящимися ступеньками, которые вели на второй сверх. В толще стены устроили тамбур завширшки 2,3 г. Над первым ярусом сделали крещатый свод. От первоначального деревянного перекрытия остались только гнезда деревянных балок на равные подлоги второго яруса.
Часовня Святого Степаноса имела мальовання. Фрагменты их проявили реставраторы 1975 года на стенах, своде, конси и в лутках восточного окна. Среди мальовань - орнаментальный фриз в виде меандровой полосы и черной ленты в облямованни красных полос, орнаментальные мотивы с растительными элементами, изображение янголив и святых, библейские сцены, а также жанровые светские сцены на фоне средневекового города. Персонажи жанровых сцен - мужчины, женщины, духовные лица, воины - имеют типу армянские черты лиц. Мужчины - с усами и бородами, в восточных главных уборах и строях. Особенно интересные архитектурные мотивы, где изображен укрепленный город с мурами, башнями, колокольнями и домами, фрагменты интерьеров и фасадив.
Вернуться назад