Оборонительные храмы Подолья

Главная - Архитектура - Оборонительные храмы Подолья

Здание стоит на повышенном береге Збруча, в пределах древнейшей части города. Представляла собой трехъярусный, сведенный на почти квадратном плане объем, с близлежащими западным одноярусным и северным двухъярусным объемами, в которых были помещение для женщин и хедер (школа). Такой структуры сооружение приобрело в течение нескольких строительных етапив.

Трехъярусный объем (в плане 15,6 х 17,2 м), несомненно, представляет первоначальное ядро сооружения, которое во время, когда она построена - во второй половине ХVи век, имела ярко выраженные оборонительные черты. Северный фасад повернут в сторону Збруча. Здесь в мурах первого яруса, завтовшки от 1,76 до 2,16 г, есть четыре пушечных стрильници (ныне ориентированные в интерьер хедеру). Предположительно на первом строительном этапе сооружение имело еще три (включительно с атиковим, где сохранились ключоподибни стрильници) боевые ярусы, на которые велели середстинни ступеньки в северо-западном углу трехъярусного объема. Ступеньки сохранились по сей день. В северной стене они перерезаны луткой одного из трех готических арочных окон северного фасада, который сделано, очевидно, на втором строительном этапе.

В нижней части окон еще в 1950-те года оставались прослидки стрильниць второго боевого яруса. На втором этапе в середине ХVии век (О.Чоловський датирует строительство синагоги первой половиной ХVии ст., Т.Геврик - 1654 г.) в объеме долишних трех ярусов устроили большой молитвенный зал, вследствие чего стрильници второго и третьего оборонительных ярусов розтесали на готические окна заввишки около 8 г. Молитвенный зал заввишки 13,5 г имела сводчатое нервюрне перекрытие с глубокими стрельчатыми распалубками на белокаменных резных консолях. В восточной стене зала сохранилась украшенная лепленным декором ниша для хранения Торы, перед которой был алтарь. Тогда же атиковий ярус достал декоративное обрамление (килеподибна глухая аркатура, белокаменный парапет в виде акантовой листвы, круглые башенки на рогах). В декоре ярко прослеживаются восточные мотивы. От нижней части сооружения, которое не имеет декора, атик отделяет белокаменный ґзимс.Дальнейшая строительная эволюция сооружения происходила в направлении достройки к основному триярусового объема функцийно необходимых частей: из мероприятия - одноярусной, которая на фасаде имела три щипцы барочного абриса; с севера - трехъярусной, что достигала ґзимса основного объема, закрывая готические окна. В начале ХХ столетие вид синагоги изменился: вместо барочных щипцов появилась открытая терраса с парапетом, снижено до двух ярусов северный обсяг.

Во время Второй мировая война разрушена всю западную часть сооружения, полностью уничтожен своды, а также северный двухэтажный объем хедеру. Благодаря проведению консервационно-реставрационных работ (М.Говденко) отстроен западный фасад основного объема и интерьер со сводами; западную и северную пристройки сведены одноярусными, с террасой, в архитектурных формах начала ХХ век.

Гусятинська синагога - один из шедевров еврейской сакральной архитектуры на территориях Украины.

БАШНЯ-КОЛОКОЛЬНЯ НИКОЛАЕВСКОЙ АРМЯНСКОЙ ЦЕРКВИ

КОНЦА ХV - НАЧАЛА ХVи СТОЛЕТИЙ

(Каменец-Подольский Хмельницкой обл.)

Это оборонно-церковное сооружение - башня-колокольня армянской церкви Святого Ниґола - не имеет аналогов в Украине. Размещенная на террасе, которая поднималась над большой территорией Старика города, п'ятиярусна колокольня заввишки 37 г была прежде всего оборонительной башней - совершенной огневой позицией, из которой простреливались практически все зоны южной части Каменца.

Временами постання колокольни следует считать конец ХV столетие - период первой основательной реконструкции церкви Святого Ниґола (1495 г.). Тогда в городе за фортификационной программой, предложенной 1463 года польскими военными специалистами Яном Тенчиським, Держиславом с Ритвян и Анджеем Одровонжем, активно вели фортификационные работы, строили оборонно-гидротехнический комплекс Польских и Русских ворот, реконструировали городские укрепления. Сооружение в южной части каньона, на березе Смотричу, Русских ворота нуждалось в дополнительной огневой позиции на горишний террасе. Поэтому появление армянской башни-колокольни следует рассматривать в контексте оборонительной программы города, которая формировалась в этот час.

М.Бжшкянц переповедает фрагмент церковной хроники о сооружении колокольни: "Собрался единодушный господа судьи и постановил выстроить одну строящуюся колокольню для этого храма. И собрался вместе весь народ - большие и малые, и начали строить, полагаясь на помощь Господа: помогая кто деньгами, кто лично, кто конями, кто волами, кто собственной силой - и звершили..." В пропам'ятному записи церкви сказаниный, что епископ Хачатур подарил "один большой и замечательный звон", другой звон подарил господин Григор, который продолжал строительство колокольни. В более поздний документах колокольню называли "Юначою": под 1615 годом в актах армянского вийтивського суда упомянуийый, что "было сделано заново вал вокруг колокольни церкви Святого Ниґола, а именно Юначой колокольни..." Очевидно, к ее строительству имели отношение члены юначого церковного братства.