Оборонительные храмы Подолья


ЦЕРКОВЬ ХV-ХVи СТОЛЕТИЙ(урочище Монастирок под Бучачем Тернопольской обл.)

Церковь содержится за 2 км на юг от Бучача, на горе Федор, который высится над рекой Стрипою. Здесь, в важкоприступному месте, в лесной гуще, сохранились остатки давнего монастыря, от чего и самая местность достала название урочища Монастирок.

Неправильная конфигурация решток изгороди, которая правила за укрепление, свидетельствует, что на территории монастыря были и другие здания. Ворота содержались в северо-западном углу монастырского двора.

Церковь принадлежит к типу триконхових оборонительных храмов с высокой башней-колокольней. Строящаяся, стены завтовшки 1,7-1,8 г. В наву, что имеет размеры около 5,5 х 9 г, раскрываются почти ривноширока с ней восточная апсида и южная и северная (частично разрушенная) екседри значительно меньших размеров. В южной екседри есть высокое круглое окно, апсида окон не имеет. С южной стороны нави лишь два оконные прореза заввишки до 3 г, с полуциркульными перемычками. Северная стена нави, что ориентированная в сторону монастырских ворота, - без окон. Очевидно, это объясняется оборонительными нуждами. Перекрытие над навия, апсидой и екседрами не сохранились.

Основную оборонительную функцию выполняла башня, которая вивищувалася над навия приблизительно на 6 г. Общая высота ее составляла близко 15 г (без крыши). В западной стене башни был вход к храму; над ним размещались два боевых яруса, в которых было по одной стрильници в каждом по бокам башни. Ярусы соединялись между собой середстинними ступеньками. Поскольку стрильници сделаны на значительной высоте и конструктивно они предназначены лишь для обстрела далеких подходов к храму, можно предположить существования над вторым ярусом стрильниць третьего боевого яруса в виде консольной деревянной галереи для обороны близлежащей территории. Эта важная деталь дополняет реконструкцию сооружения, предложенную в "Очерках истории архитектуры Украинской ССР" (1957).

История храма неизвестная, распространенное в научных источниках датирование его ХVи веком не аргументировано. Анализ архитектурно-конструктивных особенностей сооружения и его архаическая типология дают основания припускать, что в ХV веке храм уже существовал. Бесспорно, историю этой уникальной памятки способны выяснить лишь основательные исследования, однако их до сих пор не выполнены.

Из исторических событий, которые имели дотичнисть к монастырю на горе Федор, О.Чоловський отмечает лишь турецкое нападение 1672 года, когда храм было сожжено. На мысль Г.Логвина, именно тогда разрушен своды над навия и апсидой.

ИСТОЧНИКА

Очерки истории архитектуры Украинской ССР. - К., 1957. - Т.И. - С.92.

Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР: Иллюстрированный справочник-каталог. - К., 1986. - Т.4. - С.56.

Czolowski A., Janusz B. Przeszlosc i zabytkiwojewodztwa Tanopolskiego. - Tarnopol, 1926. - С.153.

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСЬКА ЦЕРКОВЬ 1600 ГОДА

(с.Залужжя Збаразького р-на Тернопольской обл.)

Церковь построена в чрезвычайно живописной местности на высокому, покрытому лесом мысу. Ее хорошо видно от Старозбаразького замчища за 1,5-2 км на северный схид.

Как свидетельствует надпись на белокаменной плите, вмурованной над косяками южного фасада, церковь выстроил брацлавський воевода Иван Збаразький 1600 года "на месте стародавнего монастыря". Она принадлежит к тридильних безбанных храмов, распространенных на Подолье с Хи век. Их распланирование архаическое. В частности в залуживський церкви притвор и апсида вужчи от нави. Такая структура культовых зданий на Подолье известная из первой четверти ХVи век.

Спасо-Преображенська церковь представляет собой тип оборонительных храмов, который сложился в условиях постоянной угрозы турецких и татарских нападений на Подолье.





Вернуться назад