Памятки архитектуры Киевской Движении


Подобно как София, церковь Михайловского Златоверхого монастыря была вся покрытая фресками и мозаиками. Стиль Михайловского стенописи имеет афонськи и западноевропейские, романские влияния.

“Искусство тех мозаик, - говорит академик Кондаков, - как и в киевской Софии, было византийское, но выполнение было уже украинское, а и самую мозаику, наверное, выполнили украинские ученики греков”. Сичов высказал убеждение, которые михайливськи мозаики - это вислид художественных достижений македонской школы - как в своих архайзуючих формах, так и в новых формах романизированного македонского искусства, выявленных в композиции евхаристий.

Спас на Бересте и Кирилловская церковь. “сияю церквей созда большой и всея Руси князь и самодержавець, святой Воладимир. По летам же многих и по разорений вот безбодних татар, обновися сиренным Петром АЛХМГ (1643) года”.

Такая надпись над дверью старика притвора Преображенский церкви на Бересте под Киевом заставил кое-кого из исследователей признать Спас на Бересте памяткой украинского строительства времен Владимира Большого. Только пильниши опыты (П.Покришкина в 1909-1910 г.г.) над кладкой стен и техникой деревянных оснований передвинули время постання церкви на Хи и даже Хии ст.

Правда, Спас на Бересте имел своих предшественников, уже за Ярослава Мудрого на его месте стояла Петропавливська церковь, а под 1072г. летопись упоминает “монастырь германич”, прозванный так от своего игумена Германа. Когда же в 1096г. он был разрушен половецким ханом Буляком, за его восстановления взялся князь Владимир Мономах, который примистив в нем гробницы для своего сына, дочери и внука. Кроме этого Мономах выстроил себе на Бересте “новый двор”. Более или менее в то время явилась Спасская церковь на Бересте, которую Могила приписал фандаций Владимира Большого. Как и большинство церквей княжеских пор, Спас на Бересте не вцилив к нам без змин.

Единой из церквей великокняжного Киева, которая сохранила свой первоначальный корпус незастроенным пристройками, есть заложена около 1140 р князем Всеволодом ии Олеговичем “отня” (родовая) церковь св. Кирилла в Дорожичах под Киевом. Ее внешнее барочное оформление, предоставленное ей за реставрации гетмана Мазепы и митрополита Ясинського (пять барочных куполов и трукутна барочная фасада от лба), не нарушило украинско-византийского поземлення, и поэтому она лучше, чем другие церкви Хи-Хии ст., предоставляется к студиям над нашим тогдашним будивництвом.

В 1860г. в этой церкви были открыты фрески, в 1881-1883 г.г. обновленные под уходом проф. Прахова. Очевидно, они не вцилили к нам в идеальном состоянии, но дают довольно приблизительное явление об их первоначальном стиле и характере. Лучше всего сохранились фрески южной апсиды (н-д, “Кирилловского придилу”), которые иллюстрируют “действие” св.Кирилла и Афанасия Александрийского.

Как в Михайловскому Златоверхом монастыре, так и здесь есть славянские надписи, которые приводят нас на мысль местной провениенций фресок. Стильово они принадлежат к тем пор византийской стенописи, в которой соревновались два направления - мозаичный, т.е. монументальный, с простотой композиции, фронтальностью фигур, еритичнистю драпери, и малярный, т.е. реальный, живой. Кирилловские фрески принадлежат именно к тому второму направлению.

Строительство Чернигова. В сравнении с киевскими памятками черниговские церкви обнаруживают довольно очерченные самобытные цихи. Тмутаракань, как первиснок Мстислава Смелого и схидно- и малоазиатские влияния в его культуре, не могли не отразиться на строительстве Чернигова. Кроме того, черниговские памятки выразительнее, чем киевские, отбивают на себе влияния западноевропейской романщини.

Князь Мстислав основал в Чернигове законченную уже по его смерти Преображенский кафедру, прозванную популярно Черниговским Спасом.Она тринавна, триапсидна, п'ятибанна, куда старшая и сохраненная лучше от Киевской Софии, черниговская кафедра, с выразительным обозначением своего крещатого заложення, наиближе подходит к Киевскому Спасу на Бересте. Ценные в ней остатки первоначальной ризьбарськой декорации. Характеристическим ее образцом есть мраморные перила хоров, в основе подобный софийским, но куда более простые в композиции и грубиши виконанням.

Из Борисоглибськой церкви, построенной в Чернигове князем Давидом Святославовичем, сохранилась западная часть и середуща купол. Из остатков ризьбарськой декорации Борисоглибськой церкви на особое внимание заслуживает найденная в 1865 г. капитель колонны ( может ли, хрестильниця), укрытая очень характеристической резьбой. Ее трапезойдна форма, как и ажурная орнаментика трех ее сторон (четвертым она притыкалась ло стены), - типично романская. Она частично напоминает скандинавскую плетенку орнаментики староукраинских рукописей, а частично - ризьбарську декорацию европейский^-европейский-западно-европейский костелов Х-Хии ст. Основным своим мотивом (плетенкой растительных бил или змей) борисоглебска капитель подходит к капителий костела Готларда в Гильдеслейми.





Вернуться назад