Памятки архитектуры Киевской Движении


Памятки архитектуры Киевской Движении

Окинув глазом сохраненные к нам памятки архитектуры - деревянной в строящейся, резьбы, живописи и т.н. ужиткового искусства, убеждаемся, что, несмотря на очень полезные гопелитични условия нашей исторической жизни, были мы народом творческим и самобытным, а ривночасно необычно чувствительным на посторонние культурные выплыви. Чужие образцы воспринимали, не хватаясь за “последние вопль моды”, но с развлечением приспосабливали к своим культурным требованиям и эстетичным нуждам те из них, что не были возражением нашей художественной воли, природы и традиции.

Уже задолго к официальному принятию христианства процветала в нас самобытная культура, в которой образотворчости определена роль и вес. Украинское деревянное строительство, которое своими праформами и конструктивными идеями достигает в глубину нашей праистории, не то что вытворило виймково оригинальные, а вместе из тем и необычно монументальные образцы, но во встрече из западно-европейским бароко создало синтетическое “украинское бароко”. Достижение, которым не может похвалиться ни один из славянских народив.

Славянские земли лежали в расстоянии от центров старинной культуры, и поэтому развитие славян шло значительно медленнее. Первые памятки славянской культуры находят на т.зв полях поховальних Киевщины, Волыни и Галиции. На территории этих полей находят посуду, которая уже производилась на гончарном круге, еще можно найти украшения - коралики и др.

Кроме поховальних полей, Пол. Украина засеяна высокими могилами, более всего которых находят на Черниговщине. В самом Чернигове сохранился наибольший из тех курганов - Черная могила. Кроме оружия и украшений в этом кургане найдено два больших турячи рога с резной серебряной оковкой. На одном оковке есть мотив лилей, на другом - сложное изображение левов с рыцарями, собаками.

В нашем черниговском кургане - “Могила княжны Черки” - тоже найденная серебряная оковка турячого рога - резное и цизельоване, на протяжении окончания рога украшенное серебряной орлиной головкой.

На найденный в черниговских курганах турячих рогов на бижутерии и оружии, покрытому фантастическими рисунками, слидний влияние арабской и греческой культур.

Славянские храмы и идолы.

О существовании в нас языческих идолов есть сведения арабского подорожника ибн-Фадлана. “Когда “руси” доплывали к цели и выходили на берег, то приносили жертвы своим богам, подходя к высокому деревянному столбу, который имел лицо, подобный человеческому. За тем главным идолом столы меньшие, как высказывались о них “руси” - “сыны и дочери нашего господина”. В 954г. Игр, переговаривая с греками, клялся на бога Перуна, а когда его внук Владимир засив на великокняжому столе в Киеве, то “поставы кумури на холму вни двора теремного: Перуна деревянная, а главу его серебряную, а ус золото, и Хорса, и Дажбожа, и Стрибога, и Симаргла, и Мокогли”. В этот способ было внедрено т.зв государственную религию.

Збручанський Свитовид. В 1848г. дидич с.Коцюбичник над Збручом вытянул из реки вблизи Личковець и горы Соколихи каменный человекоподобный ставник. Видкривець носил название гр. Мечислав Потоцький, был он археологом-любителем и окрестил ставник “Свитовидом”. В 1851 г. пожертвовал свою находку Краковской Академии наук, а ее гипсовый отлив - львовскому музею Любомирських.

“Свитовид” - это высокий, на 2,7г, монолит из местного вапняка, покрытый со всех сторон резьбой. Целость разделена поземными полосами натры неравные кондигнаций, на каждой из которых изображенные человеческие образы, соединенные между собой. Как памятка искусства Свитовид не является мерилом технического совершенства и средства форм тогдашней резьбы на наших землях. Его варварский примитивизм в сравнении с тогдашней резьбой и пластического орнаментикой выдается сознательной архийзациею, обусловленной требованиями культа.

Кроме збручанського Свитовида, есть сведения еще о двух аналогичных, но до сих пор необработанные научно, находки. Так, в 1850 г. из реки в с.Липиця возле Рогатина был добыт каменный идол с четырьмя главами и столькими же ногами. Местный парох велел перековать его на крест, что и по сей день стоит возле Рогатина.

У стены дрогобицького костела вмурованы фрагменты (глава и руки) какого-то языческого идола, который, как и лопушанська находка, до сих пор не обследованный как годится.Христианство. Официальное принятие христианства Украиной за Владимира було обратной точкой в политической и культурной жизни нашей Родины. И поскольку в языческие пор Украина не успела выработать и утиснити ни мифологии, ни богослужебного, религиозного культа, постольку и решение Владимира на принятие христианства и подъем его к уровню официальной, загально обязывающей религии мало эстетичное пидложжя. Вимовно свидетельствует об этом рассказе Начального Летописи. Висланники Владимира, возвратив из пошуконок за найвидповиднишим для Украины вероисповеданием, осудили его у болгар и немцев, так как не находили в них “красоты”. Зато захватила их греческая вера, так как “нисть на земле такого вида, ни красоты такоя”, я к в греческих церквях. Вот потому запал, с которым новокрещенные украинцы бросились строить и разрисовывать свои церкви, зродився с одного непобедимого желания - по возможности приравнять красоте греческих церквей и уровню византийской образотворчости вообще. В самом Киеве в княжеских временах возросло более как 80 строящихся церквей и целый лес деревянных. Мерзебурзький епископ Титмар насчитал в 1018г. аж 400, саксонец Адам Бреглинський - 300, а наш летописец начислюе их аж 700!





Вернуться назад