Архитектура народов Средней Азии (VI - XVIII столетие)

Главная - Архитектура - Архитектура народов Средней Азии (VI - XVIII столетие)

На площадь Регистан обращенные величественный портал и стороне купола, за которыми приоткрываются залы мечети и дарскани под двойными ребристыми куполами и два минарета по углам. В отличие от медресе Улугбека сплошная багатокольорове облицовка стен Ширить^-дору собранное из готовых блоков, без швов между отдельными кафелями. Поэтому стыки блоков более широкие и дают перебивку рисунка, особенно заметную на минаретах.

Стены медресе Шир-дор для экономии сделаны трехслойными, с забутовкою строительным мусором середины между двумя кирпичными стенами. Это отрицательно обозначилось на прочности здания - памятка плохо сохранилась и была капитально отреставрирована уже в наши дни.

В XVII столетии перестроили и северную сторону Регистану: в 1646 - 1660 годах здания караван-сарая Мирзой, что уже давно стоял на этом месте и служил отелем для купцов, были частично использованы при сооружении нового архитектурного комплекса. В

нем объединялись мечеть и медресе. На это время соборная мечеть (джами) Биби-Ханим уже была в аварийном состоянии и Самарканд фактически остался без соборной мечети. Поэтому в составе нового медресе была построенная багатостовпна мечеть с купольным объемом посредине, которая со времени открытия стала главной мечетью города. Интерьеры мечети так великолепно украшены позолоченными рельефными росписями (кундаль), что весь этот комплекс, включая медресе, получил название Тилля-кари («покрытый золотом»). Над южным фасадом бывшего караван-сарая надстроили второй сверх, а в центре соорудили монументальный пештак. Пивкупольний тимпан входной арки Тилля-кари украсили «сталактиту» рельефные аркатурни пояса, а все поверхности стен обличкували сплошным многоцветным ковром с блочным набором кафелей (рис.7.23).

Кроме Самарканду и Бухары, в XVI - XVIII столетиях величественные архитектурные ансамбли сооружены и в других городах Средней Азии. На родине Тимура, в городе Шахрисабзи, за его повелением был сведенный огромный дворец Ак-сарай («белая палата»). Дворец, начатый строительством в 1380 году, сводился около 20 лет. Как и все задуманные Тимуром сооружения, он поражал своими гигантскими размерами. Входной пештак с шириной арки в 22,5 г достигал высоты около 70 метров. В плане это был развит комплекс жилых и общественных сооружений, сгруппированных вокруг нескольких дворов. Все поверхности стен дворца покрытые традиционными кафельными полихромными мозаиками. В изысканные узоры, которые составлены из побегов, цветов, вазонов, вкрапленные арабески, в том числе и светского содержания. Например: «Красоте этого строения поражается небесный свод», или «Султан - тень Аллаха».

Улугбек выстроил в этом месте мавзолейний комплекс Гумбази Сейдан и соборную мечеть Кок-Гумбаз («голубой купол»). В 1373 - 1379 годах город был обнесен п'ятикилометровою глинобитной крепостной стеной. Оно мало прямоугольный план. На перекрестке двух главных взаемоперпендикулярних улиц сведенный прямоугольный в плане купольный торговый павильон Чор-Су («четыре базара» - название подчеркивало то, щосаме здесь сходились четыре торговых улицы города. Такой самый, традиционный для средневековой Средней Азии план, имела и Хива. Этот город, основанный еще на рубеже новой эры, настоящего расцвета приобрело в XVI столетии, когда сюда перенесли столицу Хорезмськой государства. Именно тогда в городе были построены крепостные стены, мечети, дворцы, мавзолеи. Хива - уникальное в Средней Азии, полностью сохраненное историческое город-памятка. Його заповедная часть - ичан-кала - прямоугольник размером 650х400 г. Уже позднее, в середине ХиХ столетие, крепостной стеной обнесено рабад (предместье), который был преобразован в друге часть города - Дишан-калу. В Хиве сохранилась уникальная для Средней Азии деревянная колонная мечеть Джума, в которой есть часть иссеченных из дерева колонн Х столетие. Однако целостный архитектурный ансамбль города сложился лишь в XVIII - XIX столиттях.

В развитии архитектуры и градостроительство Средней Азии можно выделить два периода. На протяжении первого периода (от Античности до монгольского нашествия в Хиии столетии) были созданы постоянные традиции и приемы зодчества, разработанная типология сооружений, к тому времени в пределах буддийского виросповидування. Уже тогда сформировались основные конструктивные схемы зданий, купола, свод и т.ин.

Во время образования государства Тимуридив начался процесс синтезирования местных традиций и строительного искусства исламского мира, принесенного сюда иранскими мастерами, силком привлеченными для сведения величественных сооружений Самарканду.

Приобретенный за период с XIV по XVIII столетие высокий уровень художественного мастерства архитектуры Средней Азии повлиял на дальнейшее развитие зодчества не только середньоазийських регионов, а и других стран исламского мира, в частности индийской архитектуры эпохи больших моголив.

Литература