Украинская архитектура и градостроительство 16-17 ст


С новым подъемом Киева в первой половине XVII ст. после продолжительного перерыва восстанавливается строящееся церковное строительство. Сперва в тогдашнем Киеве не столько сооружали новые церкви, сколько восстанавливали разрушенные давние святыни. Относительно этого следует вспомнить восстановление по инициативе митрополита Петра Могилы Десятинной церкви и церкви Спаса на Бересте. В более близких окраинах Киева от 1646 г. велось строительство Михайловской церкви в Переяславе. На Левобережье, где перед серединой столетия строящихся церквей было мало, в 1622 - 1629 гг. сооружено Покровскую церковь в Сулимивци. Другим примером строящегося церковного строительства Левобережья есть церковь Рождества Богородицы в Путивле (1630 - 1636).

К характерным образцам украинского церковного строительства первой половины столетия принадлежит монументальная Спасопреображенська церковь в Люблине, которую 1633 г. освятил киевский митрополит Петр Могила. Другим редчайшим для региона примером строящегося церковного строительства есть Николаевская церковь в Щебрешини.

От этого времени впервые к нам дошло немало оригинальных образцов деревянной церковной архитектуры и их описания. Правда, они довольно неравномерно распределены за отдельными региональными школами - богатейшие на памятки перемишльсько-львивський реґион и Волынь.

Среди памяток, которые условно можно отнести к перемишльсько-львивського кругу, выделяется группа церквей на территории Розточчя, среди них несколько очень близких между собой зданий: церковь Собора архангела Михайла 1598 г. в Воле-Высоцкой вблизи Жовкви и близкие к ней сохраненные на территории Польши церковь Рождества Богородицы в Горайци (1586) и церковь св. великомученицы Параскеви в Радружи. Это тридильни триверхи храмы с шатровыми завершениями нави на невысокой четверне, которая демонстрирует древнейшие традиции украинского деревянного строительства.

Очевидно, до конца XVI ст. принадлежит и известная церковь Сошествия Святого Духа в Потеличи, как об этом разрешают догадываться лаконичные данные о ее пожаре 1593 г. Дальнейшие связи с памятками этого круга имеет Святодухивська церковь 1598 г. в Рогатине. 1602 г. сооружена церковь на Знесинни в Льве, которая существовала к началу XX ст.

На Волыни с XVI ст. сохранились Дмитривська церковь 1567 г. в Гишини, Успенская церковь 1589 г. в Утиные и недатированная Спасопреображенська церковь в Нуйно. За фотографиями известная церковь в Суходолах, о которой речь идет в завещании шляхтича Василия Загоровського с 1577 г.

Деревянная церковная архитектура Киева и его культурно-исторического региона известная лишь из рисунков и гравюр второй четверти - середины столетия. Найранишою есть иллюстрация к "Тератургеми" Афанасия Кальнофойського (1638 г.). Гравюра сохранила вид церкви на Дальних пещерах. Это одноверхий храм с двумя, скорее декоративного характера, небольшими фонарями над алтарем и бабинцем. Внимания заслуживает простых форм высокая колокольня Успенского собора с каркасной верхней частью и шатровым завершенням.

Особенно важным есть изображения церкви Микильського Пустынного монастыря на рисунке А. ван Вестерфельда. Рисунок передает тридильний триверхий храм, пропорции которого демонстрируют выразительное акцентирование вертикалей. Это указывает на распространение в деревянном церковном строительстве киевского региона еще в первой половине XVII ст. тех стилевых особенностей, которые в дальнейшему уникально развили в висотно развитых храмах, известных в их классическом завершенном варианте почти исключительно за памятками XVIII ст. Соответствующие типы церквей и колоколен были значительно распространены в Поднепровье и на Левобережье, которое, в частности, потверджують описания сирийского путешественника Павла Алеппського.Рядом с указанным типом храма существовали и другие, скромниши и традицийниши для украинского деревянного церковного строительства, типы тридильних церквей. Одна из таких памяток - Хрестовоздвиженська церковь на Ближних пещерах в Киево-Печерской лавре. Г. Алеппський фиксирует распространение разных типов церквей - одно- и двоверхих, триверхих, особенно отмечая монументальные п'ятиверхи с восьмигранными срубами, от которых непосредственно походит тип висотно развитых храмов Киева и Левобережья XVIII ст. Из рисунка А. ван Вестерфельда известная также деревянная колокольня киевского Софийского собора. Разные типы деревянных церквей и колоколен из ряда реґионив Украины сохранились также на рисунках М. Ґруневеґа, который, в частности, зафиксировал ряд храмов, характерных для реґиональной традиции Буковины 17. Иконография киевского деревянного церковного строительства, вопреки очевидным реґиональни отличия, демонстрирует вообще то самое направление развития, которые удостоверяют немногочисленные оригинальные памятки, которые сохранились на западноукраинских землях.

Сакральное строительство католиков, евреев, мусульман. Рассматриваемое столетие было периодом активного развития церковного строительства западноевропейской традиции на украинских землях. При этом характерно, что оно почти не развивалось во второй половине XVI ст. и значительно интенсифицировалось от первых лет следующего столетия. Относительно этого характерный пример Львова, где перед концом XVI ст. нет жодних реальных следов костельного строительства - на местном грунту не проявили себя даже итальянские мастера. В настоящее время отдельные памятки появлялись лишь в провинции. Ранним образцом является замковая часовня в Бережанах (1554). К ним может быть отнесенный перестроечный приходский костел в Самбори (над его сооружением в 1570-х гг. работал краковский строитель Юзеф Тарновчик) и недавно исследованный приходский костел в Добромили.





Вернуться назад